Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 2-ю по Пятидесятнице, всех святых, в земле Русской просиявших. 2020 г.

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня мы отмечаем память святых нашей земли Русской. Эти святые почитаются не только здесь, на Руси,  их чтут по всему миру. В Греции чтут Иоанна Русского, святителя Луку Крымского, Андрея, Христа ради юродивого, преподобных Сергия и Серафима чтут по всему миру и многих святых земли Русской.

За что же их чтут? Как мы слышали сегодня в величании, они украсили себя и нашу землю добродетелями. Почему так высоко чтили наш народ по всему миру, куда бы кто ни приезжал.  Даже не обязательно брать святых людей. Все боялись посещать Новую Гвинею, потому что там жили людоеды, их  посетил наш путешественник Миклухо-Маклай. Пришел с одной молитвой, ничего не имея, к этим зверям, людоедам, и они стали постепенно меняться. Он стал их учить, рассказывать, лечить, помогать, и они так его полюбили, что он у них был в самом большом почете.

Взять наших  святых, которыми наша Русь просвещалась. Точно также приходили к дикарям, подвижники, святые просвещали их, часто погибали, проливали свою кровь, но их добродетели не пропадали даром. Множество людей обращались в Православие, видели его красоту, его плоды, результаты в этих людях.  И лишь только отступает человек от Бога, как он оказывается в поношении, в нем пропадает самое главное: красота его души, добродетели, и человека никто не чтит.

А мы сегодня вспоминаем тех людей, память которых осталась, добродетели их живы и сейчас, мы к ним обращаемся, чтобы Господь по их молитвам помог и нам украсить нас различными добродетелями, чтобы и мы несли свет, любовь и доброту тем, кто нас окружает, чтобы мы были богатыми и красивыми личностями. Потому что у Бога все красиво.  Если мы  чувствуем, какие мы некрасивые, то это ощущение оставленности, отсутствия Бога в нас. Потому что не может человек верующий, у которого в сердце Бог, быть некрасивым. Сотворил Господь Небо и землю и сказал – красота, сотворил человека – тоже красота. Все, что Он творит, красиво. Все, к чему Он прикасается Божественной благодатью, сразу же обретает свое значение, свою красоту, сразу же возносится от земли на Небо.

Если мы желаем чего-то достичь в этой жизни, сейчас нам предлагают очень много всяких вариантов. Но все они греховные, и они не возносят человека, а унижают, уничтожают как личность. А если мы хотим достичь красоты души, то тогда нужно украшать себя добродетелями, обращаться к Богу, просить Его, чтобы Он даровал нам свою любовь, нас поддержал, укрепил, чтобы Он нас украсил своими благодатными дарами. Только так человек может возвыситься.

А мы сейчас очень часто задаем себе вопросы. Были такие случаи, когда ко мне подходили прихожане и говорили: «Что-то у меня в семье авторитета нет». Я отвечал: «Но я не ответственный за Ваш авторитет». А потому и нет, что ведешь ты себя не как отец, примеры показываешь не хорошие, а плохие, любить-то ты Бога не любишь и так далее.  Человек ходит и ищет сам не знает что. А все это рядом с нами. Не надо никуда ездить, искать каких-то странностей, каких-то идеологий человеческих, которые спутаны с адскими идеологиями, которые человека уничтожают, унижают и делают совершенно бессмысленным и некрасивым.

Сегодня, вспоминая наших святых подвижников, дорогие братья и сестры, если мы желаем быть похожими на них, то надо читать, как они жили, учиться у них жизни, как приобретать высоту духовную, как становиться личностью, как обретать то, что не может дать никто, кроме Бога. И особенно у наших новомучеников, которых пытались   уничижать, а выходило, что это уничижение возвышало их. В мире все так: если борются с Богом, то всегда побеждены. Если кого-то, кто верует в Бога,  хотят унизить, то этим самым возвышают. Поэтому не нужно бояться нашего уничижения, критику в наш адрес. Это все нас должно возвышать.

    Раньше христианские общины были очень открыты. Сейчас мы читаем правила церковные. Допустим, есть правило, кто-то что-то сделал, наказание такое-то. Раньше, допустим, человек сходил, например, к гадалке– 6 лет да не причастится, хлеб и вода и стоит рядом с Храмом. И все знали, что этот человек наказан за  это, что он кается, и этому человеку совершенно было не стыдно и не горько. За эти годы он возрастал духовно, потому что когда человек себя унижает, особенно за дело, за грехи, то Господь его возносит. Это сейчас боятся, чтобы Господь возвысил, ой, не говорите о грехах, я не хочу. Ну, так никогда ты не исправишься и не станешь человеком, не станешь личностью. Апостол Павел даже пишет в одном из Посланий: «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние» (1 Кор. 5:1). Издалека, телефонов не было, то есть, можно сказать, вся вселенная знала, что в этой семье есть пасынок, который живет со своей мачехой. И апостол Павел уже об этом знает, этот грех был открыт, и говорит: «Я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5:3-5). И пишет это открыто, чтобы все читали, потому что все Апостольские Послания читались во всех церквях в той области, куда он посылал. Все люди слышали, и никого это не смущало, потому что, возможно, что этот молодой человек покаялся, исправился, оставил свой грех и стал личностью, которая полюбила Бога, украсила себя добродетелями и живет в вечности в блаженстве. А если мы внимательно почитаем у Апостола, там он о многом говорит открыто. «Сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры» (1 Кор. 1:11). А где он, за тысячи километров слышал.  Значит, это никто не скрывал, что у вас есть споры. «Я разумею то, что у вас говорят: ‘я Павлов’; ‘я Аполлосов’; ‘я Кифин’; ‘а я Христов»  (1 Кор. 5:12).  И различные грехи обличали Апостолы Христовы.

Сейчас мы грехи бережем, как некое сокровище, от которого раньше христиане сразу же публично отвращались. Жизнь поменялась. Назвать эту жизнь, которая сейчас, христианской не назовешь. Исповедоваться не умеем, не хотим, не желаем, на все обижаемся, Бога не любим. Не таких мы сегодня прославляем святых, совсем других, которые жили по другим правилам в том же самом мире, но вместе с Богом.

Сегодня нам Церковь опять предлагает, чтобы мы подумали о себе, поучились у наших сродников  и тоже старались взять на себя какой-то подвиг ради Христа. А подвиг ради Христа – это всегда уничижение. Даже когда создается семья христианская, муж и жена, сходясь, начинают себя уничижать. Потому что по-другому не получится. Тогда семья возвысится. А сейчас сходятся, и каждый уничижает другого, пытаясь себя возвысить. Но, конечно, семья не получится ни христианская, никакая. Потому что это не семья, а просто свора получается. И так мы хвалимся, ходим, не зная самых элементарных азов христианской жизни. Поэтому, давайте учиться, читать жития святых подвижников, Новый Завет, думать, что там написано, понимать, потому что это жизнь христианская в верности Богу, по каким она была правилам, и как люди достигали духовных высот.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.