Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю сыропустную. 2020 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодня, накануне Великого поста, Церковь указывает нам цель, к которой мы должны стремиться. Вспоминает изгнание Адама из Рая. А цель поста заключается в том, чтобы нам достичь Рая и быть с Богом.

Что же все-таки произошло когда-то, почему, казалось бы, за такой пустяк наказаны многие миллиарды людей? Почему человек не может сам вернуться в Царствие Божие? Появляется очень много вопросов из-за нашей неправильной жизни, из-за того, что мы полностью лишены понятий о Боге, о мире и о человеке.

Адам и Ева пребывали в Раю. Но понятие Рай не географическое. Можно сказать, не столько географическое, сколько совсем иное. Кто-то из ученых когда-то искал место Рая, но это просто от человеческой глупости. Рай – это особое человеческое состояние. Предназначение человека состояло в том, чтобы быть вместе с Богом. Апостол Иоанн Богослов нам разъясняет, что значит быть с Богом. В своем послании он пишет: «Пребывающий в любви пребывает в Боге» (1Ин. 4:16).

Состояние первых людей было состоянием любви к Богу, чистой, совершенной любви. Это состояние сохраняло целостность человека: целостность его ума, целостность его чувств. В таком состоянии сейчас находится Ангельский мир. Почему он непрестанно славословит Бога? А потому, что по-другому он жить не может. Любовь к Богу не прекращается. Лишь только любой из Ангелов остановится в славословии Богу, как сразу его жизнь как Ангела кончится, и он станет демоном, что и произошло сначала с частью Ангельского мира, которая не захотела любить Бога и славословить Его. А любовь Божественная как огонь. Почему иногда говорят, что Ангелы являются в виде огня или с огненным мечом, называют их огненными Херувимами? Потому что Божественная любовь, как огонь, очищает от всякой скверны. Она не дает возможности проникнуть в сознание, в чувства творения никакой мерзости, никакому греху.

Совершилась трагедия. В Божественной любви пребывали Адам и Ева. Это состояние называется Раем, блаженством. Они любили как Бога, так и все творение, и у них не было никакой раздвоенности, не было никакого греха. Они должны были в этом состоянии укрепиться как Ангельский мир и постоянно пребывать в этом состоянии. Но свобода подразумевает испытание. Так как человек был свободен, а свобода означает, что у него было право выбора. Почему дерево в Раю называется деревом познания добра и зла? Потому что Господь говорит: «Вот, у тебя есть право выбора. Ты свободен». А значит, должно быть испытание. Испытание – это уже само присутствие этого дерева. Испытание человеческой верности, веры в Бога и любви к Нему. И вот, явился некто, змей, который уже не прошел это испытание, попал в мир чувственности и греха, из Ангела превратился в диавола. И спрашивает Еву с хитростью, как сказано в Священном Писании, как будто он не знает ничего, чтобы привлечь внимание к себе и вызвать доверие. Доверие ко злу означает неверие в добро и в Бога, в любовь. И вот, наступает момент искушения или выбора. Змей задает вопрос, и вдруг у женщины появляется доверие к змею, к его хитрости, и сразу же она отвечает на вопрос, входит в контакт со злом, и это свидетельствует о том, что появилось доверие ко злу и сомнение в Боге. Сразу же появляется желание познать страстный мир. Появилась страсть. Женщине кажется, что этот плод хорош, приятен и его необходимо попробовать. Это классическое грехопадение, как его описывают все святые отцы. У женщины, нарушившей заповедь Божию, сначала появляется мысль в уме, потому что ей показалось, что это хороший и приятный плод, нужно попробовать, несмотря на запрет. Происходит действие, она совершает грех, показывает тем самым, что она не верит Богу. У нее пропала любовь и вера в Бога, и она поверила диаволу и врагу. В нее вошла страстность, покорила ее. А страстность – это огромнейший мир, который разрывает на части ум человека, его сознание, волю, чувства – все, подчиняет себе, отрывая от Бога. Это мир греха и страстей, в котором человек гибнет. Почему говорят, согрешил человек и погиб. Это на самом деле так происходит. Он тонет в море страстей и не может ничего с собой сделать без Бога, без любви к Нему. Затем происходит грехопадение Адама по той же самой схеме. Пропадает вера и любовь к Богу, возникает доверие к страстности, к своим желаниям греховным, а не к чистоте, и сразу же прародители увидели, что они несовершенны. Они увидели страсть в себе. Эта страсть стала им противна. Так же, как и сейчас. Человек хочет насладиться страстью, совершил грех и ему противно. Страсть не может вызвать любовь. Поэтому, когда страсть называют любовью, это обман. Это не любовь, ею не был, и не будет никогда. Это море греха.

Когда Адам и Ева увидели, что лишились защиты Божественной любви, то они увидели не только несовершенство, но у них появился стыд. Стыд от того, что они сотворили, куда они попали, какой мир они познали. И они стали пытаться прятать свою страстность, свою греховность, которая появилась во всем: в теле, в сознании, в разуме, в чувствах. Скрыть, конечно, это невозможно от Бога. Но, по крайней мере, так как у них нарушилась чистота разума, то они использовали какое-то листочки, потом кожу. Конечно же, как можно листочком прикрыть страсть, которая сжигает человека изнутри. Но стыд заставляет что-то делать, поэтому человек шьет одежды, чтобы прикрыть свое несовершенство. Но несовершенство в уме человека, в чувствах, не столько в теле. И апостол Павел говорит об этом: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). И ничего невозможно сделать. Человек не может победить мир греха и страстей, мир чувственности, куда он попал. Тем более, лишившись Божественной защиты в вере и любви.

Церковь опять нам напоминает то райское состояние, к которому стремились все подвижники здесь, на земле, чтобы обрести Божественную любовь, которая бы выжгла страстность. А любовь Божественная, чистая, выжигает в человеке всякую страстность. Почему иногда и в песнопениях церковных говорится, что как от огня бежит диавол от любви Божественной, от Креста, а это есть символ Божественной любви, от Божией Матери, которая бесконечно любила Бога. И эта любовь Божественная очистила Ее, выжгла всякий грех, поэтому мы называем Ее Пречистой, Пренепорочной. Церковь нам напоминает о нашем предназначении, говорит, что наша задача обрести любовь к Богу. Задача во время поста. Многие смеются над картошкой, но начинается все с малого. Любовь огромная сразу не появляется. А многие из тех, кто смеется, просто не знают, какова цель поста, цель человеческой жизни. А цель наша заключается только в том, что, восходя по лестнице добродетелей, начиная с поста, молитвы, послушания и прочего, обретать любовь Божественную. Но сейчас у нас уже есть Таинства, которые помогают нам в этом. Господь дал нам возможность выбраться из мира страстей и грехов. Остается только наше желание. Апостол Павел о себе говорил: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). А это и есть то состояние, к которому каждому нужно стремиться. А Господь – это и есть единственный источник чистой и непорочной любви, которая созидает цельность в человеке, делает личностью каждого из нас. Такова задача поста. Но если сразу ее ставить, то скажут, что это невозможно, поэтому Церковь учит нас с малого: ради Бога отрекись хотя бы от какой-то пищи, не умрешь, хуже не станет, здоровья, может, больше будет, но покажи свою веру, сотвори начало любви к Богу. Пост – это начало восхождения по лестнице добродетелей. А конечная цель – это жить в Божественной любви, в чистоте, в цельности, в целомудрии, в котором не будет места никакой страстности, никаким желаниям. А время поста как раз посмотреть, сколько у нас страстности и сколько всяких греховных желаний ежечасно, ежеминутно. И когда тело ослабевает, тогда эти страсти начинают сильнее себя проявлять, борьба обостряется.

Сегодня, дорогие братья и сестры, постараемся начать свой путь ко Христу в Царствие Божие, обретая в своем сердце, в своем уме, в своем сознании любовь к Богу. Как говорят святые – цель не в молитве, не в посте, не в картошке, они лишь средство, а цель одна – соединиться с Богом в Божественной любви, обрести цельность и духовное целомудрие. Но просто сразу это ни у кого не получалось.

Сегодня, дорогие братья и сестры, слушая призыв Церкви, постараемся и мы идти этой дорогой. Эта дорога у каждого индивидуальна, попутчиков здесь не будет. Даже в одной семье, даже самые близкие люди. Все равно у каждого свой путь, своя история борьбы с собой, со своей страстностью. Никогда она не повторяется. Написано об этом очень много, бесконечно много. Так же, как апостол Иоанн Богослов писал: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25). Постараемся услышать призыв Божий и пойти по пути обретения любви к Богу в целостности своей личности.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Дорогой Человек! Ты создан Богом для вечности. К Богу все придем, но путь этот лежит через Храм — дом Божий. Наш Храм более трех веков является нитью,
соединяющей души людей с Творцом.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.