Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Таинство Крещения

Великое таинство Крещения установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом, сказавшим ученикам Своим: “Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века” (Мф. 28:19-20). Ранее, в ночной беседе с Никодимом, Господь показал великую важность и необходимость таинства Крещения как средства очищения от грехов и духовного возрождения: “Если кто не родится от воды и Духа не может войти в Царство Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше” (Ин.3:5-7).

Водное крещение существовало и в ветхозаветные времена в качестве особого установления, символизировавшего не только физическое, но и нравственное очищение. Спаситель освятил это крещение, приняв его от Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в водах иорданских. Начало же христианскому таинству Крещения было положено Господом Иисусом Христом перед Его Вознесением на Небо, когда Он сказал апостолам: “Итак, идите, научите все народы, крестя их…”

Крещению всегда предшествовало ознакомление с верой. Христианин, по вере принимавший Крещение, сознавал не только умом, но и всем своим существом, что в этом таинстве он обретает новое, доселе неведомое ему понимание жизни, вступает в абсолютно другое отношение с миром.

Замысел Божий о человеке

Всесовершенный Бог сотворил из небытия вселенную и человека по преизбытку любви, которую имел в Самом Себе. Единый в трех Лицах Бог Отец, Сын и Святый Дух пожелал, чтобы и другие разумные существа были соучастниками вечного блаженства в Богообщении, обрели в служении Богу, любви к Нему и друг другу полноту жизни.

Человек был сотворен особенным образом: в отличие от животного мира он несет в себе образ и подобие Божие. Это значит, что в своих свойствах, чертах, способностях он чем-то напоминает собственного Творца. Первые люди были чужды всякому злу и греху, всякой страсти, всякой ущербности; были наделены от Создателя бесценными дарами святости, мудрости, способностью видеть сущность творений и повелевать ими, возможностью обрести бессмертие. Одной из самых ярких черт Богообразности в человеке стала свобода его воли. Поскольку он был создан для любви, то это предполагает свободу, т.к. невозможно любить автоматически, неосознанно или по принуждению. Бог творит человека свободным, представляя ему реальную возможность или откликнуться на зов Своей любви, раскрыться навстречу Ему, обрести тем самым истинную жизнь и блаженство, или же отвергнуть высшую любовь, замкнуться в собственном эгоизме, уйти во мрак, в смерть, в ад.

Грехопадение

Первозданные люди Адам и Ева устраивали свою жизнь согласно Божественному замыслу, во вселенной царили мир и гармония. Но, к сожалению, они не смогли до конца правильно распорядиться своей свободой. Произошла катастрофа вселенского масштаба. Адам и Ева, искушаемые злой волей падшего ангела — дьявола, преступили заповедь Божию, разлучили свою свободную волю с волей Божией благой, свершенной и спасительной. Так в человека и в мир вошел грех, а через грех — смерть.

Вопреки обывательскому представлению, грех — это явление не столько юридическое (как нарушение какого-то предписания, за которое определяют то или иное наказание), сколько органическое. Выражаясь современным языком, грех — это своего рода духовная, вредоносная мутация, болезнь, растление, поразившее душу и тело человека. Отпадая через грех от Бога — Источника жизни и блаженства, человек оказывается объятым страданиями и смертью — естественными последствиями греха. Двойная смерть поразила человека — душевная и телесная. Телесная — разрушение тела в прах земной, когда его, изможденное старостью и болезнями, покидает душа. Душевная смерть — состояние вечного мучения души, оторванной от Бога. Все человечество, как потомство Адама и Евы, унаследовало от своих прародителей через естественное рождение это состояние греховного растления. Так, например, от облученных родителей рождаются дети, страдающие лучевой болезнью, хотя сами они и не были в радиоактивной зоне.

С падением человека нарушилась гармония всей вселенной: в нее тоже вошли смерть и тление. Прервалась сокровенная связь мира с Богом. Через грех дьявол стал господствовать над человеком и тем миром (социальным, культурным, политическим), который человек создал. Потекли тысячелетия скитания человечества вдали от Отеческого дома, проходившие то в богоборческих бунтах, то в безуспешных попытках своими силами вернуть потерянное блаженство Рая. Но исцелить сам себя человек уже не мог. Это совершил Сам Творец!

Спасение человечества

Долгими тысячелетиями Бог постепенно готовил род человеческий к принятию спасения. Непостижимая любовь Божия со скорбью взирала на страдающий от дьявола род человеческий, не могла допустить, чтобы человек был обречен на вечные мучения в бездне ада. И вот, чтобы спасти людей, Бог перешагнул за порог Своей недосягаемости и блаженства и, придя в мир, Сам стал человеком.

Второе Лицо Пресвятой Троицы — Сын Божий — воплощается в Палестине в царствование императора Августа от Девы Марии и становится во всем подобным нам, кроме греховного растления, т.к. рождается сверхъестественным образом — без участия мужа. Богочеловек Господь Иисус Христос, будучи безгрешным, добровольно, для нашего спасения, вобрал в Себя полноту последствий греха — страданий и смерти, смерти же самой страшной — на Кресте. После смерти Он, облеченный Божественной силой и славой, сошел во ад и поразил смерть и власть дьявола в самом их средоточии, выведя из ада томившиеся души в Царство Божественного света. А в третий день Христос силою Своего Божества воскрес из мертвых, окончательно поправ смерть, сделавшись “первенцем из умерших”, исцелив в Самом Себе греховное повреждение человеческой природы, открыв для всякого человека путь к воскресению из мертвых.

В течение сорока дней после Воскресения Христос является Своим ученикам — Апостолам, подготавливая их к будущей всемирной проповеди Евангелия; в сороковой день Он вознесся со Своим телом и душой на небо, прославив в Себе человеческую природу превыше Ангелов; в пятидесятый день — ниспослал в Иерусалиме на Апостолов благодать Святого Духа. Эта сила переродила учеников Христовых, дав им возможность не просто возвещать людям о том, что Бог пришел в мир, умер и воскрес, но реально привить им состояние освящения, обновления, воскресения, усыновления Богу, которое Христос совершил в Самом Себе. В этот день родилась на земле Церковь, таинственный Богочеловеческий организм, в который Господь вложил все Божественные силы, необходимые для исцеления от греха и смерти.

Смысл Крещения

Крещение — это первое таинство Церкви, дверь, вводящая в Ее лоно. В водах крещенской купели человек сбрасывает с себя иго первородного, греховного повреждения и всех своих личных грехов, совершенных в прошедшей жизни; обретает непорочность, освящение, усыновление Богу; избавляется от полновластия дьявола; получает силы для борьбы с грехом, творения чистого добра, достойного Бога.

Эти дары даются только по любви Божией к нам, мы ничем не можем заслуживать их. Чтобы принять их, от человека требуется покаяние — осознание, оплакивание своих грехов и твердое намерение после Крещения эти грехи оставить, а также вера в Господа Иисуса Христа.

Ответственность крещаемых и крестных

Дары, полученные свыше, не сохраняются в нас автоматически — их нужно беречь и хранить. После принятия Святого Крещения они сохраняются и преумножаются, если же жизнь новокрещенного ничуть не переменилась, если он продолжает произвольно грешить как прежде, то его ждет состояние еще более худшее, чем то, которое он имел до Крещения. Если же Святое Крещение принимает младенец, то великая ответственность ложится на крестных родителей: они становятся поручителями пред Богом за веру своего крестника, они за него отрекаются от дьявола и произносят обеты соединения со Христом. Когда младенец возрастет и войдет в разум, на совести крестных родителей — научить ребенка азам Закона Божия, привить любовь к молитве, к храму Божию, воспитать понимание, что христианство — это не просто учение, а образ жизни.

Человек, ставший христианином и крестившийся, живет уже не для себя, а для Того, Кто распялся и воскрес ради него, творя добро и ожидая милости от Бога.

Настанет последний день человеческой истории, когда Христос вторично придет в мир. Придет как Судия, в Божественной славе, с множеством ангельских сил, чтобы произвести суд над каждым человеком. И воскреснут все — от Адама до последних поколений, и во свете Божественной правды и всеведения обнажится каждое дело, слово, помысел, сердечное движение всякого человека перед всем миром. Каждый будет вопрошен о том, как он ответил на призыв любви Божией к себе, во что оценил Кровь и Крест Сына Божия. И кто изуродовал себя грехом, кто за земную жизнь в своих делах отлучил себя от благодати Божией, тот будет опален пламенем Божественной любви, как опаляется сено огнем, будучи не в состоянии безвредно с ним соединиться, тот будет вечно терзаться, мучимый своими страстями, своей пустотой и безысходностью. Те же, кто сохранил неоскверненной одежду Святого Крещения, добрыми делами и покаянием, кто уподобил себя Богу, те войдут в огонь Божественной любви как в невечерний свет и вечное блаженство.

Итак, человек, желая приступить к купели Святого Крещения, испытай себя, чтобы не в осуждение тебе принять дар Небесный и бесценный.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?