Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 16-ю по Пятидесятнице. 2019 г.

09 октября 2019

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Мир наполнен бесконечным океаном ропота, недовольства, осуждения, и в этом океане тонет каждый человек. Не зря в Священном Писании сказано, что тот, кто не осуждает ближнего, не осудится и от Бога. «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1). Мы всегда чем-то недовольны, причем всегда находим виноватых в своих ошибках, грехах, преступлениях.

И вот, сегодняшнее евангельское повествование отвечает нам на все эти вопросы недовольства, ропота, жалоб и всего прочего. Почему же так происходит? Рассказывается о том, как однажды Спаситель проповедовал на берегу Галилейского озера. Потом подошел к лодкам, а рыбаки рядом промывали сети, и попросил у Петра разрешения войти в его лодку и отплыть от берега. «Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,     увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки» (Лк. 5:1-3).  Господь, Творец неба и земли, показывает пример необыкновенного смирения. У своей твари просит разрешения. Господь никогда насильно человека не заставляет что-либо делать и насильно ничего не навязывает. Так бывает всегда в жизни. Но мы очень часто просто не слышим эти просьбы, с которыми обращается к нам  Господь в нашем сердце, в наших мыслях, в сознании. Когда Спаситель окончил свою проповедь, то сказал Петру: «Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова» (Лк. 5:4). Мы всегда противимся, в первую очередь на призыв Божий у нас сразу появляется отторжение и противление, внутренняя замкнутость, нежелание слушать и подчиняться. Но Петр пересилил себя и сказал: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5:5). Исполнил послушание, и такого улова за всю жизнь у него не было. Причем днем, при множестве народа на берегу. Сети прорывались, и лодки тонули. «Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.    И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть» (Лк. 5:6-7).

Мы порой ропщем, потому что сами отказываемся от Божественной благодати, не желаем исполнять Его заповеди, не слышим Его голоса. Апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении говорит: «Кто скупо сеет, тот скупо и пожнет. Кто щедро сеет, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9:6). А в другом месте Он говорит: «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью» (2 Кор. 9:8).

 У Бога есть все необходимое для людей.  Но мы сами закрываемся от Его Божественной благодати. Мы сами не желаем быть рядом с Ним своим безверием, своим жестокосердием. Мы отлучаем себя от Бога, страдаем и пытаемся эти страдания выдать за что-то внешнее, не за свои ошибки, грехи, непослушание, а за какие-то внешние помехи. Даже на самого Бога ропщем.

Сегодня мы отмечаем день зачатия Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Его отец Захария, будучи священником, служа в храме, во время своей чреды был извещен о его рождении. Много лет Захария с Елисаветой прожили, и человеческие усилия были бесполезны: ребенка у них не было. И тут он попытался своим неверием воспрепятствовать совершиться воле Божией, за что был наказан и, осознав свою ошибку, стал еще больше молиться, и появился Иоанн Предтеча чудесным образом.

Мы порой даже не знаем, что все, что с нами случается, оказывается потом благом. Даже наши грехи и ошибки, если мы начинаем слушаться Бога. Если бы братья не продали Иосифа, то неизвестно во время семилетнего голода спаслись бы они сами. Если не было бы указания фараона убивать еврейских младенцев мужского пола, то не оказался бы тогда во дворце Моисей и не воспитывался в царских покоях. Если бы он не убежал в пустыню, то он никогда бы не был в почете среди иудеев. И так далее. Много совершается того, что совершает Премудрость Божия и готовит нас к чему-то большему. Но мы противимся Божественной воле. Мы ее не принимаем. А как понять, что мы ее приняли?

Когда совершился чудесный лов, апостол Петр упал в ноги Спасителю и сказал: «Я грешный человек» (Лк. 6:8). Он понял, насколько он, во-первых, слаб, немощен, насколько он не понимает жизни, увидел множество своих грехов и величие Божие и пришел от этого в ужас. Если человек начинает понимать свою неправду, видит, как Господь его в жизни водит, взяв за руку, а он противится всю свою жизнь, его охватывает ужас. Ему хочется бежать, исповедоваться, просить прощения, как апостолу Петру. Но, к сожалению, это совершается с очень немногими людьми, даже теми, кто считает себя христианами, а чувство покаяния не появляется, дух противления никуда не уходит. И мы ходим в храм, как раньше, может быть, и не ходили, но остаемся такими же противниками воле Божией. Боролись до прихода в храм, боремся и приходя в храм. Но чаще всего не с собой, а, опять же, с волей Божией, с Его любящим промыслом, с Его Божественной благодатью.

Сегодняшнее евангельское повествование разъясняет нам, что мы причина всех наших бед и несчастий. Лишь только у нас появляется осознание своей греховности, лишь только мы перестаем на минуту противиться воле Божией, все вокруг меняется мгновенно чудесным образом, и нам кажется даже, что такого не может произойти. Как и Петру показалось, что такого лова на самом деле быть не может.

И мы, дорогие братья и сестры, слушая евангельское повествование, постараемся понять кто мы такие: то ли те Петры, которые противятся повелению Божию, или, наоборот, те Петры, которые падают Ему в ноги, просят прощения и идут за Ним, чтобы стать Его последователями. Помолимся. Чтобы Господь и нас вразумил, избавил от духа противления, который мешает спасению нашей души, умножает наши грехи и беззакония, а мы не замечаем, живем и ропщем на все.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Дорогой Человек! Ты создан Богом для вечности. К Богу все придем, но путь этот лежит через Храм — дом Божий. Наш Храм более трех веков является нитью,
соединяющей души людей с Творцом.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.