Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Неделя 18-я по Пятидесятнице. 2020 г.

14 октября 2020

 

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Евангелие сегодня нам напоминает о том, что единственным Владыкой является Господь.

Как-то Спаситель пришел на озеро Геннисаретское, сел в лодку, с лодки поучал народ, а потом попросил Симона Петра отплыть на глубину и закинуть сети. И оказалось, что днем, когда много народу, казалось бы, невозможно ничего поймать, сети прорывались, и обе лодки начинали тонуть от множества рыб.

«Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.  Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.  Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.    И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.  И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним» (Лк. 5;1-11).

Этот рассказ нам напоминает о природе власти. Мы очень часто слышим из евангельских повествований, из уст самого Спасителя о том, какова природа власти. Мы очень часто ходим по земле и сетуем на все и вся. Обижаемся на всех подряд: на политику, на власть, на законы, на учебу, на медицину, на соседей, на все, что можно. И все нам не хватает на кого-то управы, кто-то нам не оказывает помощь и так далее.

А Евангелие нам говорит о том, что единственным источником власти является Бог. Если хочешь, чтобы у тебя со всеми было хорошо, то тогда надо веровать Ему, то есть, исполнять Его заповеди, слушаться и обращаться к Нему. Сам Господь, когда кого-то исцеляет, говорит: «по вере вашей будет вам» (Мф. 9:29), показывая, что вера имеет необыкновенную силу. Если это вера в истинного Бога, то Господь сразу же исполняет человеческое обращение, и оно пойдет ему на пользу. Он говорит, что даже если будете иметь веру с горчичное зерно, то и горы будете переставлять. «Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: ‘перейди отсюда туда’, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:20). Смоковница засохла, опять спрашивают Господа, и Он отвечает: «если будете иметь веру, то и не то сотворите». «Истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет» )Мф. 212:20).

И нам известно из множества житий святых, когда  им повиновались   стихии, когда природа и животный мир их слушались. Это и преподобная Мария Египетская, которая во время молитвы возвышалась на полметра над землей, нарушая законы физики. Или когда она во мгновение ока оказывалась за много километров от того места, где только что была. Это и преподобный Герасим Иорданский, которому служил лев, и преподобный Серафим Саровский, который общался с дикими зверями, с медведями и другими. Животный мир чувствует власть, а власть только одна – она от Бога. Эту власть почему-то не чувствует человек, самое непослушное творение. Человек не слышит, не видит Бога, сам Господь об этом говорит: «Слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите» (Мф. 13;14). Наш дух противления, дух гордыни делает нас слабыми и немощными, потому что  мы сами отказываемся от того, чтобы через нас проявлялась воля Божия. А воля Божия через нас может проявиться только в одном случае, если мы Ему послушны, живем по Его заповедям, исполняем их, то есть, веруем в Его силу и то, что Он единственный источник власти.

Апостол Павел говорит: «Нет власти не от Бога» (Рим. 13;1). Если не от Бога, то это не есть власть. Это доказывается и современными многими молитвенниками  и подвижниками. Даже в советские времена сколько происходило по вере человеческой чудес необыкновенных. Идет человек в какую-нибудь организацию, например, райисполком, просит что-то, например, прописать к себе кого-то, ему отказывают. Приходит домой, помолился, попросил Бога, прочитал Псалтирь несколько раз, приходит к тому же самому председателю райисполкома, который неделю назад его выгнал, и тот молча подписывает все бумаги. А сколько других случаев мы знаем о болящих, нашли болезнь, потом оказывается, что нет ничего, если человек помолился с верой к Богу. А сколько иных в жизни человека совершается чудес. Что-то не получается, помолились. Почему каждое дело мы должны начинать с молитвы? Да потому что, как сказано в Священном Писании, «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126:1).

Если с молитвой, с Богом люди созидали навека и тысячелетия, то сейчас все разрушается мгновенно. Значит, единственная проблема – это мы сами, оскудела в нас вера, послушание Богу, исполнение Его заповедей. Поэтому мы так и живем, поэтому и приходится нам нести свое бремя непослушания Богу. То же самое и в семье. Если молодые люди не научились молиться, просить Бога о чем-то, чтобы дал терпение, любви, крестоношения и прочего, то жизнь этих людей будет очень тяжелой. Кто-то должен взять на себя подвиг молитвенный, и тогда что-то может получиться. А если без Бога, то и муж и жена, которые, якобы, понравились, полюбили. И все это оказывается иллюзией, обманом и просто напросто желанием легче прожить свою жизнь за счет другого супруга, супруги и так далее. А нести крест нужно обязательно вдвоем, вместе, тогда все легко и радостно, идти к Богу, и в этом суть христианской семьи, да и вообще, жизни любого человека. Самое тяжелое – это как раз привести человека к Богу. Поэтому Петр увидел свои грехи, когда послушался Спасителя, сделал все, как Он им повелел, отплыл на глубину, закинул сети, хотя ему казалось, что невозможно в такое время что-либо вообще поймать. Он послушался, и результат оказался такой, что он пришел в ужас, с него вдруг упала слепота. Он вдруг увидел, величие  Бога и Творца и свою немощь и безумную жизнь  без Бога. Он понадеялся на свой слабый несовершенный разум и оказался постыжен. А Господь ему сказал: «Будешь ловить человеков» (Лк. 5:10). Это самое трудное, что есть: взять и привести людей к Богу, потому что человек свободное существо, которое всегда противится Богу, не хочет верить ни во что, кроме своего разума, своих познаний, своих способностей, возможностей и иллюзий. Слушая сегодняшний рассказ, дорогие братья и сестры, и мы подумаем о том, понимаем ли мы, кто Хозяин в нашей жизни, слушаемся ли Его одного, исполняем ли Его заповеди. А если этого не делаем, то тогда зачем роптать, что мы не можем ничего сделать, даже поймать мелкую рыбешку, у нас ничего не получается. Поэтому, дорогие братья и сестры, слушая евангельское повествование о том, как Господь все время напоминает нам, что без Него ничего невозможно сделать, постараемся быть верными Его последователями, исполнять Его заповеди, любить Его и проявлять жертвенную любовь к своим ближним и окружающим.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.