Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю по Воздвижении. Мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. 2007 г.

31 декабря 2007

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Неделя по Воздвижении, и мы слышали слова Спасителя: «Кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:35). Когда Спаситель был на земле, то к Нему приходило множество людей. Он исцелял от болезней, восстанавливал зрение, воскрешал мертвых, изгонял бесов, совершал многие чудеса по просьбам людей, приходивших к Нему в надежде на исцеление. Сегодня же мы празднуем память мучениц Веры, Надежды Любови и матери их Софии, которые пострадали через столетие после того, как Господь Воскрес. Мать София просила у Бога для своих малолетних детей, которых жестоко мучили и издевались над ними, не того, чтобы Господь их исцелил, сохранил, оставил в живых. Она молилась о том, чтобы Господь дал им крепость претерпеть все мучения, достойно встретить свою кончину и соединиться с Богом.
Почему же так получается? Одни просят себе благополучия и здоровья, и таких абсолютное большинство. Многие даже без стеснения говорят, что ходят в храм для того, чтобы у них все было хорошо на работе и дома, чтобы у них ничего не болело. Есть и другие, те, кто просит совершенно иного. Они просят, чтобы Господь помог им нести их жизненный Крест, чтобы принести кому-то пользу, чтобы пострадать за Него, чтобы пребывать с Богом, встретив свою кончину.
И вот сегодня Господь нам говорит, что смысл здоровья, благополучия и жизни человека состоит в том, чтобы следовать за Христом, чтобы исповедовать Его спасительное учение. Если мы свои силы, свое здоровье, свои таланты посвящаем тому, чтобы Ему послужить, то это хорошо и правильно. Надо просить, чтобы Господь даровал нам возможности делать что-то доброе своим близким. Весь смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы послужить Христу, чтобы достойно нести свой Крест, свои скорби, свои печали, свои болезни и неудобства. Это может быть даже «неудобство» стоять в храме, ведь кому-то хочется посидеть, хочется, чтобы не теснили, чтобы было свободно. Кому-то хочется, чтобы добираться до храма было легко и просто, а кто-то, наоборот, выбирает тяжелый путь — идет пешком.
Совсем недавно, когда Храмов было мало, люди шли до Церкви пешком по 10 и более километров. Машины, проезжавшие по дороге, останавливались, и водители предлагали этим путникам подвезти их, но они не соглашались, говоря, что если их подвезут, то, значит, они не потрудятся ради Бога. При этом многие из них несли тяжелые подаяния в храм.
Человек, стремящийся к Богу, христианин, не боится трудностей, он, напротив, ищет себе какого-либо дела, применения своих сил и огорчается, если не совершил никакого добра даже в один какой-то день. Многие святые считали: если прошел день и не сделано ничего полезного, — день прошел напрасно. Вот сейчас многие ездят на Святую Землю, ходят по местам, где бывал Спаситель, привозят с собой земельку со Святой Земли, воду из Иордана, освященное масло. Река Иордан, где крестился Господь и обитает много рыбы, истекает из Галилейского озера. Воды Иордана несут в себе благодать и жизнь, однако впадают в Мертвое море. И мертвое море не становится от этого живым. Сотни, тысячи лет течет эта река, овеянная благодатью Божией, впадает в это море, — и все становится мертвым. Потому что Мертвое море никуда не вытекает и остается само в себе. Так и люди всегда получают благодать Божественную: сотни и тысячи лет через Причастие, через Исповедь, через Таинства. Они приходят и просят себе многого, и эта благодать в них оседает и не приносит никакой пользы, они становятся мертвыми. А потом приходят и говорят: «Вот, хожу в храм, молюсь, исповедуюсь, пощусь, а становлюсь все злее и злее». Да потому так получается, что плодов никаких не приносишь! Питаешься благодатью Божией, считаешь, что это твое, что Господь только для тебя существует, и, подобно Мертвому морю, никому ничего не отдаешь.
Все меньше и меньше становится на земле тех людей, которые, получая благодать, стремятся принести какую-то пользу. Все больше озлобленных и ушедших в себя. Казалось бы, молимся и ходим в храм, открываются новые храмы, но лучше почему-то не становится, почему-то злобы все больше и больше. Это оттого, что мы живем только для себя. И если что-то получили, пытаемся спрятать подальше, поглубже, чтобы никто не увидел и не заметил. Сами не получаем радости и другим не несем.
Господь говорит нам, что тот, кто отдает себя Богу, кто отдает всего себя, свою душу, тот приобретает гораздо больше. Отдает, конечно, ради Христа и Евангелия, а не ради каких-то своих удовольствий, страстей и увеселений. Жизнь все равно уходит от нас, как бы мы ни стремились продлить её, как бы мы ни пытались заниматься собой, ходить по аптекам и по врачам, — все равно она уходит, как вода. Человек становится все злее оттого, что сам получил, но никому ничего не дает. А время убегает от него, и остановить его невозможно, кончина неизбежна, и радости никакой.
Сегодня, дорогие братия и сестры, Евангелие говорит нам о том, что наша жизнь должна быть во Христе, в служении Ему, в служении ближним по Его учению. Тогда та полнота, которую мы получаем, — полнота благодати от Бога, и нам дает радость, дает внутреннее совершенство, и мы достигаем Христа и его Царствия.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.