Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 29-ю по Пятидесятнице. 2007 г.

31 декабря 2007

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Церковь предложила сегодня нашему вниманию Евангельский рассказ об исцелении Спасителем десяти прокаженных. Проказа — страшная болезнь. Она поражает все тело человека, и лицо, и губы, и гортань. Больной проказой уже практически не говорит членораздельно, а с хрипом, с шипом как-то произносит слова. Встретив Спасителя, эти прокаженные, девять иудеев и один иноплеменник, издали попросили Его об исцелении. Исполнив просьбу, Господь послал их показаться священнику, который должен был засвидетельствовать исцеление. Они ушли. И только один из них, иноплеменник, возвратился, чтобы поблагодарить Бога за свое исцеление. Казалось бы, вот эти девять иудеев должны были бы в первую очередь благодарить Бога. Ведь они воспитывались в обществе иудейском, с самого детства приучались в семье к тому, что скоро придет их Мессия, Спаситель, который сотворит многие чудеса. Ведь они знали, что Его нужно любить, Ему поклоняться, Ему служить…
Они, много знавшие о грехе и о Боге, забыли о Нем, потому, что не Бог им был нужен, а Его наследство, не Царствия Божия они желали, а Его даров. Они, как все иудеи, изучали Священное Писание. Но это поучение все же не воспитало в них ни рабов Божиих, ни слуг Господних, а лишь взрастило их гордыню, умножило в них чувство особенного своего достоинства, своей приобщенности к чему-то якобы особому, укрепило их представление о своей исключительности. Человек всегда ищет какого-то земного авторитета, этот авторитет переносит на себя, приписывает его себе, создает иллюзию, мнимый образ, обман для себя и окружающих и живет в этом обмане. Господь пришел, чтобы человек исцелился от этого ложного возвеличивания себя и благодарил Бога за Его великие к нам благодеяния. Ведь все мы для ангелов Божиих — как те десять: такие же прокаженные в струпьях греховных, такие же гниющие, зловонные, заразные, смрадные от этих грехов. Как те прокаженные, так и мы остаемся часто неблагодарными Богу. Как тех десять прокаженных Он исцелил, так и нас Он исцеляет в Таинствах Исповеди, Причащения, Соборования, помогает нам через наших ближних, окружающих. Как те девять исцеленных Им, так и мы не благодарим Бога, не замечая этих Его благодеяний, Его заботы о нас, Его помощи в лице других людей.
В одном из древних Патериков описывается, как однажды некий отшельник пошел в небольшой городок за провизией. Там он встретил нищих, которые просили подаяния. Время было зимнее, но когда наступила ночь, нищие легли спать прямо на землю. Один из них, совсем нагой, имел только рогожку, на половину которой он лег, пытаясь другой половиной прикрыться, но никак не мог прикрыть всего себя целиком. Нищий дрожал от холода, однако, все время повторял, радуясь: «Слава тебе, Господи! Ведь сейчас в темнице находятся люди, у которых ноги в колодках, которые не могут выйти, подышать свежим воздухом. Я же — как царь: свободно могу ходить, говорить, общаться с другими людьми, заниматься своими делами. Слава Богу!» Отшельник получил через этого нищего великое утешение для своей души.
Мы часто не ценим любовь Божественную, которая проявляется к нам во всем, не замечаем, не видим этой любви, не хотим благодарить Бога, часто озлобляемся. А ведь мы, будучи христианами, больше знаем о Его благодеяниях, чем те, кто не знает о любви Божественной, и нам как христианам необходимо благодарить Бога, даже если нас постигло какое-то несчастье: и тогда, как говорили святые, истинно любящие Бога благодарят Его. Если же человек даже за скорби благодарит Бога, то это гораздо выше ему вменяется, чем благодарность за какие-то радости.
В Печерском монастыре был преподобный Арефа. В то время люди в монастырях жили каждый сам по себе. У каждого была своя келья, свое имущество, монах питался тем, что ему приносили. Каждый был как бы маленький собственник-хозяин. Монастыри были не общежительные, а общиножительные, и каждый довольствовался тем, что у него было, что он мог получить, потрудившись, или чем его наделили родственники. Этот Арефа, происходивший из знатного рода, был человек очень богатый. В келье у него тоже много было всяких богатств, но страдал Арефа крайней скупостью. И вот однажды ночью его обокрали воры, унесли все. Он очень горько плакал, стал обвинять, как это бывает, невинных, подозревать многих, озлобился, хотел даже жизнь покончить самоубийством, занедужил, а потом и совсем тяжело заболел. Казалось, он уже на смертном одре, и Господь, решив его спасти, показал ему ангелов и бесов. Арефа закричал: «Господи! Прости меня! Все это — Твое, ничего мне не нужно, я безумец. Слава Тебе, Господи, за все!» И тут же поправился. Он рассказал братии, что когда уже умирал, явились ему ангелы и бесы. Ангелы говорили в его оправдание, что он же пострадал, его обокрали, а бесы стали уличать его, говоря, что он ведь сожалел об утраченном, жадничал, обвинял других, так что это лишение не на пользу ему пошло, а в погибель. Ангелы отошли. Когда же Арефа закричал, что это все не его, что все принадлежит Богу и что он ни о чем не жалеет, ангелы подошли и сказали, что все украденное вменяется ему в милостыню, потому что он принял этот ущерб с благодарностью и как жертву Богу. Причем эта милостыня выше той, которую он подал бы добровольно.
Нам, христианам, дорогие братия и сестры, необходимо в своем сердце всегда иметь к Богу чувство благодарности. Потому что на самом деле все, что имеем, и мы это знаем в отличие от других, все это — не наше, все это — Божие, все принадлежит Ему. Если мы с таким чувством будем идти по жизненному пути, никакая духовная зараза, никакие страсти, не коснутся нашей души, нашего сердца. По любви к Богу, по благодарности Ему, по упованию на Него мы должны, дорогие братия и сестры, с легкостью, радостью и, конечно, с сердечным сокрушением о своих согрешениях принимать все, что Господь нам посылает, и стремиться к тому, чтобы наша душа не была в струпьях земных страстей, а принадлежала Богу.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?