Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 30-ю по Пятидесятнице. 2007 г.

31 декабря 2007

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Однажды к Спасителю подошел юноша и задал вопрос: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Господь ему ответил, что нужно соблюдать заповеди Божии, на что юноша сказал, что с детства исполняет эти заповеди. Тогда прозвучали слова Господа, чтобы он шел, продал свое имение и следовал за Ним. Юноша отошел в печали, потому что у него было большое имение. А Своим ученикам Спаситель объяснил: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк. 18:25).
Церковь, дорогие братия и сестры, дает человеку ответ на самые главные вопросы, которые он задает себе. Что существенно и что несущественно в жизни? Что является главным? Что является второстепенным? На что следует обратить внимание? Что можно оставить без внимания? Человек, живущий в мире сем, знает, чем насытить свое тело, но свою душу насытить никак не может. Потому что жизнь — она как дорога: если кто-то хочет на этой дороге остановиться и устроить свою жизнь, то он ошибается, потому что эту дорогу нужно пройти до конца, но где она закончится и куда она приведет, — это уже зависит от каждого из нас. Многие люди к чему-то стремятся в этой жизни, некоторые даже говорят, что они знают, к чему стремятся. Однако, достигнув чего-то, они вскоре опять испытывают чувство неудовлетворенности, у них возникает желание чего-то иного, поскольку насытить душу человеческую в этом земном мире невозможно ничем.
Юноша, подошедший к Спасителю, также никак не мог насытить свою душу. Он все имел, он был богат, но душа требовала чего-то иного. Вроде бы для тела все есть, все в избытке, всего хватает, но душа требует иного. Поэтому юноша и задал вопрос о том, что же ему нужно, что нужно его душе, чтобы найти Бога и наследовать жизнь вечную. Господь ответил ему на этот вопрос, что нужно жить по заповедям: быть милосердным к людям и следовать за Ним. И добавил затем, что трудно человеку, надеющемуся не на Бога, а на земное богатство или на власть, или на свое положение, войти в Царствие Божие, ибо ничто это не поможет ему. Не помогут ни богатства, ни многие возможности, ни знатность, ни положение, ни сан: для души нужно нечто иное.
В Священном Писании Господь говорит: «Я свет миру» (Ин. 8:12). Свет для нашей души — это Господь, и кто к Нему приходит, тот не возжаждет, тот не будет алкать, потому что для души единственное утоление этих райских желаний — это Господь. Необходимо обрести Его, полюбить Его и успокоиться в Нем. Жизнь человеческая — это временная дорога, которая должна начинаться с того, чтобы человек здесь на земле пытался устроить свою жизнь на началах небесных, на заповедях Божиих, заповедях того Законодавца, Который установил их и на земле, и на небе, и, пребывая в любви Божией, учась непрестанно, идти за Ним, не надеясь ни на кого и ни на что, кроме Него. Ведь всякая надежда на что-либо, кроме Бога, не дает нам возможность здесь, на земле, следовать Евангельским заповедям, исполнять свои христианские, человеческие обязанности, потому что мир греховный диктует человеку иные условия, иные законы жизни. А в Царствии Небесном у Бога ценность только одна и измеряется она тем, насколько следующий за Христом вместил в свое сердце Бога, насколько он Ему доверился, насколько он Его возлюбил, насколько он исполняет Его слова.
Священномученик Александр, живший в III в., получил прекрасное философское образование, которое в то время считалось самым высшим, познал многие науки, мог бы прекрасно жить в богатстве и довольстве, но стал угольщиком. Обжигал дерево, делал уголь, приносил его на рынок и продавал. От этого занятия сам был всегда черным, за что его и прозвали Александр-угольщик. Но Господь одному Божию человеку, преподобному, открыл, насколько велик этот Александр перед Ним, а не перед людьми, подвергавшими его насмешкам. Он был поставлен епископом и впоследствии принял мученическую кончину.
Преподобный Ефрем рассказывает: что когда он был главой Антиохии и имел поручение восстанавливать город, разрушенный землетрясением, то позвал для этой цели рабочих и строителей, среди которых оказался один человек, худой и очень плохо одетый, но трудившийся очень усердно. Как-то преподобному было видение, что над этим рабочим поднимается огненный столп. Он стал спрашивать у рабочего, кто он такой, но тот не отвечал. Однако потом он рассказал Ефрему при условии, что тот сохранит рассказ в тайне до смерти этого незнакомца, что был епископом в одном из городов, но ушел со своей кафедры и теперь питается трудами своих рук, работая честно и добросовестно.
Дорогие братия и сестры, Господь нам всем напоминает о том, что каждый человек, независимо от его положения и состояния, близок к Богу настолько, насколько он Его возлюбил, насколько он Ему доверился, насколько возложил на Него свои надежды и упования, насколько он исполняет Его заповеди и слова. И мы, дорогие братия и сестры, слушая об этих напоминаниях, уясним себе, что невозможно человеку, надеющемуся на что-либо земное: на богатство, силу, власть, а не на Бога, войти в Царствие Божие и что лишь только один Господь отворяет для своих рабов врата Царствия Небесного.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?