Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 31-ю по Пятидесятнице, свв. праотец. 2007 г.

31 декабря 2007

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Во времена молодости своей все мы стремимся войти в мир радости, счастья, каких-то земных идеалов, бесконечных удовольствий, — в мир человеческих страстей. Как когда-то апостол Петр бросился в морские волны, так и мы бросаемся в бушующее море человеческих страстей. Но апостол Петр, не раздумывая, устремился навстречу Богу, а мы чаще всего идем безрассудно навстречу обманчивым радостям, изменчивому счастью, недостижимому земному идеалу, иллюзии бесконечных удовольствий. Вскоре понимаем, однако, что все это — и не радость, и не счастье, и не идеал, и не удовольствие, а лишь обман, игра столь призрачная, что на душе появляется тяжесть и горечь разочарования. Нам открывается, что нет никакой бесконечности, а все болезненно, временно, смертно. И сегодня Евангелие напоминает нам об этом.
Господь рассказал притчу о званных на вечерю. Все приглашенные Хозяином стали отказываться ради временных жизненных удовольствий. Кто-то взял жену, кто-то волов, кто-то землю купил. Человек радуется удачам земной жизни, думает, что земное счастье никогда не кончится. Но вот земля произращает терния, их становится все больше и больше, и справиться с ними не хватает сил. И волы тоже временны. И нашим земным радостям чаще всего сопутствуют огорчения, боль, страдания, разлука. Однако мы почему-то забываем об этом. Только когда нам становится плохо, когда все силы истрачены, когда ничего не осталось, мы идем к Богу. Теперь уже этот путь становится для нас далеким, тяжелым, порою и невыносимо тяжелым. Нам мешают наши страсти: шумит в голове, больно в груди, душа плачет и скорбит. Все нам не нравится, потому что мы сами себе не нравимся, потому что мы сами себе противны, поэтому нам всё и все противны. И уже нет у нас никаких талантов, все растрачено, уже нечего отдать Богу, — приходим мы к Нему нищие, бедные, опустошенные.
У прп. Варлаама есть такая притча: в некоем городе звали на царство, но лишь на один год, а по окончании года царствования царя изгоняли на один из необитаемых островов, где он в страшных лишениях и мучениях погибал. Однажды позвали на царство человека, которому было известно, что ему предстоит править только один год. За этот год он послал на остров, куда ссылали его предшественников, множество рабов с провизией и всем иным, необходимым изгнаннику для жизни. И когда по истечении года его сослали на этот остров, то он стал жить там безбедно. Эта притча — о том, что человек чувствует себя здесь, на земле, царем, но лишь краткое время. Нам кажется, что все нам покорно, что лучше нас никого нет, что мы такие идеальные, что мы сами себе цари, королевы, министры. Но приходит к концу время нашего царствия и открывается перед нами пропасть ада, этот необитаемый остров, где мы в страшных мучениях погибаем. Тот, кто понимает, что время его земной жизни конечно, старается здесь, на земле, запастись добрыми делами и своим трудами ради Бога, чтобы в будущей жизни уже не один год, а вечно царствовать со Христом.
Сегодня, в день ветхозаветных праведников, мы слышали в Священном Писании об Аврааме, Исааке и Иакове, что они никому не сделали зла. Как возможно такое? Как возможно человеку прожить целую жизнь и никому не сделать зла? Ветхозаветным праведникам это оказалось возможным потому, что они никогда не мыслили сделать что-либо плохое кому-то другому, а старались всем угодить, оказать помощь. Мы, христиане, глядя на этих ветхозаветных праведников, христиан до Христа, должны стараться не опоздать на званный пир, не растратить свои таланты попусту, не оказаться обездоленными, но в течение нашего временного пребывания здесь, на земле, приобрести для будущей вечности все потребное.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?