Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в день памяти равноап. Нины, просветительницы Грузии. 2008 г.

10 июля 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Часто бывает, что христианин, пришедший в Храм, начинает очень внимательно следить за собой, за своими делами, поступками, и это хорошо. Хорошо, если человек работает над собой, исправляет себя, начинает трудиться во славу Божию, а не ради своего тщеславия и гордыни. И труды эти подсчету не подлежат, так как христианин, раб Божий, считает для себя, что все его дела, какими бы они ни были, малы и недостаточны. Как говорит преп. Ефрем Сирин, истинность праведника по тому и познается, что он всегда, сколько бы ни трудился, считает себя недостойным милости Божией. Но есть такие люди, которые начинают считаться с Богом, смотрят за тем, что они сделали. Они, быть может, и не исполняют ничего, однако, приписывают себе многие добродетели. Не столько трудятся для Бога и ради любви к Нему, сколько делают что-то ради имени своего и прославления своего.
И вот сегодня Евангелие повествует нам о таком человеке. Некоторый богатый юноша подходит к Спасителю и спрашивает: «Учитель Благий, что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. XVIII, 18). Спаситель, видя его лицемерие, лукавство, неискренность, видя, что он не признает Его за Сына Божия, а считает просто обычным учителем, отвечает: «Что ты называешь Меня благим?» (Лк. XVIII, 19), подразумевая: «ведь думаешь-то ты иначе». И говорит юноше, что самое главное — это исполнение заповедей Божиих. Этот юноша сразу же заверяет, что заповеди, которые Господь перечислил, он исполняет с самого детства. Тем самым он показывает, что, во-первых, никогда и не исполнял их чистосердечно, а во-вторых, ему видится так много сделанных дел, что он уже и не находит, что ещё ему следует исполнить: ведь такой он прекрасный, замечательный человек. А чего ему недостает, он просто не понимает. Кажется ему, что он лучше других, совершеннее. А если и есть какие-то несовершенства, то, вот, скажите, любой из вас или Ты, Учитель, в чем я не совершенен. Видит Господь его внутренние грехи, и звучат Его слова, указывающие на один из них: «Все, что имеешь, продай и раздай нищим» (Лк. XVIII, 22). С печалью отходит от Него юноша, подтверждая тем самым, что не исполнял он ни одной заповеди и не исполнит их. Не имеет он любви к ближним и ради них ничем не пожертвует. Привязан он к земному и никогда от него не откажется. Господь же для него — что-то такое далекое и непонятное.
Так очень часто бывает в жизни людей — человек сам себя обманывает. А ведь Господь, чтобы успокоить этого юношу, обещает ему: «И будешь иметь сокровище на Небесах» (Лк. XVIII, 22). Не просто — иди, откажись, раздай, а поменяй имение свое на сокровище гораздо большее, только не на земле, а на Небе. И это сокровище на Небе Он же Сам и даст. Но и мы, подобно юноше из Евангельского рассказа, не можем изменить свои внутренние интересы, отказаться от них. Потому что дело-то, по существу, не в богатстве. И когда недоумевающим ученикам — как же так? неужели из-за богатства никакой богатый не войдет в Царствие Божие? — Господь отвечает, что «надеющиеся на богатство» не войдут в Царствие Божие, Он разъясняет им тем самым, что у каждого христианина есть два пути. Один путь — пристрастие к земному: это может быть пристрастие к богатству; это может быть какая-то плотская страсть, то же винопитие, тунеядство, безделие; это может быть и пристрастие к немощи или ещё к чему-то иному. Апостол Павел называет таких людей идолопоклонниками: это люди, которые создают себе здесь, на земле, идола и поклоняются ему. Другой путь — это поклонение Богу, когда человек не имеет пристрастия ни к чему земному, будь он богатый, будь он бедный, будь он знатный или безвестный. Его не влекут никакие плотские страсти, желания, богатство, имущество, никакие грехи, — он просто любит Бога. И Господь говорит, что если человек на самом деле хочет достичь Царствия Божия, то он должен возлюбить Бога.
Святой праведный Иов был одним из самых богатых людей своего времени. Когда он был богатым, как о нем сказано в Священном Писании, он был самым благочестивым, самым добродетельным человеком, неукоснительно исполнявшим заповеди Божии и любившим Бога превыше всего. Когда он лишился всего: и своего имущества, и своей семьи, всех своих детей, опять он был самым благочестивым и прославлял Бога. Наша любовь к Богу не должна зависеть от наших земных привязанностей.
В монастырских летописях есть рассказ о том, что в одной обители монаху кто-то дал золотую монету, и этот монах хранил её, спал на ней, постоянно смотрел, а не пропала ли она. Монета стала идолом для человека. Кто-то привязывается ещё к чему-то иному, старается здесь, на земле, создать себе этого идола. Почему и первая заповедь гласит: «Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене», а вторая: «Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на Небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею, да не поклонишися им, ни послужиши им». Люди стремятся к тому, что видят, что им нравится, что им приятно, что их услаждает, что им приносит удовольствие, к каким-то животным радостям. Но если человек любит Бога, то он меняет эти радости на любовь к Богу. И не может, как сказал Господь, человек служить Богу и маммоне, т.е. земному идолу. Не может ужиться в человеке две любви: любовь к земному и любовь к Небесному. Нам, в нашей жизни, нужно определиться, к чему мы больше стремимся, что мы больше любим.
Сегодня Церковь воспоминает св. равноап. Нину, девицу, которая происходила из очень знатной семьи. Её отец, большой военачальник, завоевавший франков и затем просветивший их, бывший в большом почете у римского императора, все оставил и ушел в монастырь. Её дядя, брат матери, был Патриархом Иерусалимским, и в Иерусалиме же она жила, прислуживая у Гроба Господня. Но ради любви к Богу она оставила все, возлюбила труды во славу Божию, пошла в далекую страну — Грузию. А ведь она была такой же немощный человек, как и все. Если мы прочитаем её житие, то увидим, что ей было и холодно, и страшно, и одиноко. Она переносила многие и многие тяготы: были времена, когда она просто пряталась от страха в расщелинах гор, в лесах, но Господь её укрепил. Её любовь к Богу оказалась выше всего, и ничто не привязывало её к земным удовольствиям. Она посвятила себя служению Богу, просветила чужой народ, здесь же найдя свое упокоение, потому что она возлюбила Бога и по своей любви к Богу получила любовь к людям. Свет этой любви просветил целый народ через немощную девицу. Как сказал Господь: «сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. XII, 9). Внешне — вроде бы, это немощной сосуд, а внутренне — какая сила любви, какое величие подвига, какое желание послужить Богу.
И вот сегодня, прославляя память св. равноап. Нины, дорогие братия и сестры, постараемся и мы подражать ей в её жизни, в её стремлении служить Богу, нести подвиги ради Него. Перед своей кончиной она с радостью вспоминала свою жизнь, свои труды. Ей было что вспомнить, чему радоваться. Дал бы и нам Господь перед кончиной, воспоминая свою жизнь, радоваться и веселиться, как и св. равноап. Нина.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?