Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на вечерне в Прощеное воскресенье. 2008 г.

10 июля 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Если мы будем внимательно читать Священное Писание, то увидим, что все Евангельское учение сводится к покаянию. Но что такое покаяние, очень трудно объяснить. Это состояние человеческой души, состояние совершенно разное, это жизнь христианина во всем ее многообразии. Покаяние имеет различные степени. Кто-то просто начинает понимать разумом, что грех имеет последствия, что эти последствия вредят человеку. Это начало покаяния. Кто-то начинает осознавать, что грех несет в себе смерть. Для такого человека грех становится ненавистен, и он готов умереть, но не согрешить. Это уже другое покаяние. Вступление на христианский путь жизни и вся жизнь верующего человека — это разные состояния покаянного чувства. Но на этом пути есть препятствие. Препятствие это состоит в нашей болезненной гордыне, в нашей самости. Вся жизнь христианина — это разрушение своей внутренней гордыни, своих противоречий с Богом, причем эта борьба человека происходит на всех этапах его жизни.
В одной пустыне жили монахи-отшельники. Один монах-отшельник отличался особой строгостью, прожил 50 лет в пустыне, считал, что многие другие ведут неправильный образ жизни, что нужно более строго себя держать, меньше вкушать пищи, меньше спать, больше молиться. Когда он прожил 50 лет, то диавол, видя его внутреннее состояние — состояние гордости, самости, которые он не сумел разрушить в себе, явился ему в виде ангела и сказал: «Вот видишь, ты достиг больших высот, ты столько лет прожил в пустыне, ты лучше всех подвизался. Вон там находится колодец, колодец глубокий, бросься в него. За твои заслуги ты не разобьешься, тебя ангелы подхватят, ты сотворишь чудо, и все убедятся, что ты выше других». Этот отшельник, практически всю свою жизнь проведший в пустыне, но не познавший истинного покаяния, по своей гордости пошел, бросился в колодец. Подняли его едва живым, а на третий день он скончался.
Наша борьба с самим собой продолжается всю нашу жизнь до последней минуты. Эта борьба тяжелая, но она и радостная. И сегодня, накануне великих дней Великого поста, Церковь призывает нас перешагнуть через себя, преодолеть свою гордость, понять, что и пост, и молитва, — все это необходимо только для того, чтобы разрушить свою самость, чтобы смириться в своем сердце перед Богом. Не для того, чтобы возвыситься над ближними, почувствовать, насколько ты велик, а для того, чтобы осознать в своем сердце свою немощь перед Богом, свое ничтожество, понять, что ты немощен, и не просто немощен в одном «случайном» грехе, в другом каком-то, а весь перед Богом немощен. И грех не случайность, а наша сущность. Каждый час, каждую минуту своей жизни, всегда и везде одни немощи. Тогда появляется страх Божий, понимание, что без Бога ты ничего не можешь. Сколько ни делаешь, все не получается. Как говорил апостол Павел: «Не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим. 7:18). Вот эту немощь мы должны почувствовать, осознать себя совершенно беспомощными и понять, что наша сила только в милости Божией, в Его благодати, укрепляющей нас, а не в наших заслугах. Исправлять эту немощь начнем с малого: с примирения со своими ближними, с осознания того, что мы не всегда бываем правы, что эти немощи мешают нам в обычной, простой нашей жизни, что они несут нам страдания, нашу кончину, разлучают нас с Богом, разъединяют между собой, а в Боге должны быть все едины.
Сегодня начнем этот путь к Богу. Церковь нам дает еще раз возможность с сокрушением о своих грехах и с радостью от того, что с нами есть Господь, что Он всегда нас поддержит и укрепит, путем покаяния придти к Нему, внутренне украсив себя добродетелями поста, добрых дел и молитвы для того, чтобы сделать себя достойными пребывания рядом с Богом.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

сайт: Православная Церковь Молдовы — Кишиневско-Молдавская Митрополия (mitropolia.md)

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?