Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 36-ю по Пятидесятнице. 2008 г.

10 июля 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами все, дорогие братия и сестры, наделены от Бога многими дарами. Мы обладаем разумом, позволяющим нам познавать вселенную, изучать законы, по которым Господь её создал, судить о мире, окружающем нас. Мы обладаем способностью передвигаться, способностью созерцать этот прекрасный Божий мир. Мы можем общаться между собой, передавая свои знания своим детям, своим близким. Господь дал нам чувства, и эти чувства помогают нам в общении друг с другом. Встречая порою человека, лишенного какого-либо дара, мы понимаем, как этот человек несчастлив, хотя и осталось у него ещё много даров, как счастливы мы в сравнении с ним, как благополучны. И вот сегодня Евангелие повествует нам об исцелении Спасителем слепого.
Господь проходил через Иерихон. На Его пути сидел на дороге слепой и просил милостыню. Люди шли той дорогой, кто-то его замечал и помогал ему, кто-то, может быть, просто проходил мимо. Но этот слепой сидел на дороге напоминанием каждому встречному о том, что человек должен ценить те дары, которые имеет от Бога. Услышав, что мимо проходит Спаситель, Учитель из Назарета, как ему объяснили, слепой стал звать Его: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Лк. 18:38). Господь услышал его мольбу о помощи, подозвал его к себе и спросил, чего он хочет. Слепой ответил: «Господи, чтобы мне прозреть» (Лк. 18:41). Господь исцелил этого человека, и тот прославлял Бога, идя за Христом.
Это краткое Евангельское поучение напоминает и нам, чтобы мы не забывали о своей молитве к Богу. Слова слепца: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» — это та самая Иисусова молитва, которая впоследствии стала молитвой пустынников, отшельников и каждого христианина. Эта мольба о помощи стала и самой краткой молитвой. Одному подвижнику была открыта сила этой Иисусовой молитвы. Он видел, как перед дверью одного монаха стоит бес и не может войти через дверь в келью к этому монаху, потому что тот творил Иисусову молитву. Как только монах закончил совершать Иисусову молитву, бес сразу же вошел в келью.
Молитва сохранят человека, ограждает его, помогает ему в его жизни. Молитва — это и есть самое разумное из всего, что существует в человеке. Разум и заключается в том, что человек может молиться, может просить Бога. Если человек не молится, не просит Бога, то разум человеческий угасает, превращается из разума в безумие, ибо только Господь, только Он есть Истина и только Он дает человеку возможность разуметь Свое творение и видеть его таким, как оно есть.
В то же время это событие произошло совсем незадолго до Крестных страданий Спасителя. Господь исцелил этого слепца, который ещё до Его Воскресения называет Его Сыном Давидовым — Господом, верит в Его великую чудотворную силу, прославляет Бога. Рядом со Спасителем находились многие ученые — первосвященники, книжники, фарисеи, законоучители, которые могли видеть глазами и видели множество чудес, совершаемых Спасителем, но они были слепы внутренне. Их разум был помрачен, а когда разум помрачен, все чувства человеческие воспринимают окружающую действительность совсем не такой, как она есть. Они не могли воспринять Спасителя как Бога, как Сына Божия, в отличие от слепца, не видевшего Его.
В Оптиной пустыни жил один слепец по имени Карп. Он трудился на тяжелой физической работе, причем, несмотря на свой возраст, делал гораздо больше, чем молодые монахи и послушники. Всегда был весел, скромен, общителен. Преподобный старец Леонид про него говорил: «Карп слеп, но видит свет». И вот как-то один человек, бывший там проездом, предложил Карпу поехать с ним в Москву, чтобы там показаться знаменитым врачам, которые, возможно, могли бы помочь ему вернуть зрение. Карп сразу же заволновался и сказал: «Что вы, что вы! Я не хочу прозреть. Я слепотой своей спасаюсь». И на самом деле, этот слепец, не видя своими плотскими очами многое из того, что видели окружающие, своим сердцем, своей душой, своим молитвенным обращением зрел Бога, видел Его, носил Его в своем сердце. Это было для него радостью, которую он боялся потерять.
Мы, дорогие братия и сестры, прослушав сегодня Евангельское повествование об исцелении слепца, вознесем свои молитвы к Богу, чтобы Господь даровал нам зрение духовное, видение Его в нашей жизни, чтобы Он не лишил нас Своей каждодневной помощи и любви, помог разуметь бесчисленные дары, которые Он нам даровал и дарует, и будем прославлять Его за Его любовь к нам.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ