Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 7-ю по Пасхе. Свв. отцов I Вселенского Собора. 2008 г.

10 июля 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы с вами слышали за Литургией так называемую первосвященническую молитву Спасителя, где Он просит о Своих последователях, говорит о том, что Его ученики, христиане, будут в мире скорбны: «Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» (Ин. 17:12,14-15, 20).
Зло изменило наш видимый мир. Когда-то отец лжи диавол пообещал человеку, что он будет как Бог, и столетия, тысячелетия готовил к этому людей. Появлялись различные культы поклонения: боготворили природу, космос, животных и, наконец, начали обожествлять людей. Появились люди-полубоги, боги, еще живым правителям Рима, Греции стали ставить памятники. Гордыня человеческая торжествовала: Бога отрицали, но вот неожиданно сошел Сам Господь и Бог стал человеком. И у людей появилась реальная возможность обоготворения. Это было страшное сокрушение для всех козней дьявольских, он готовил человека, чтобы тот возгордился, был рядом с ним, отрицал Бога. А Господь на самом деле дает человеку возможность обоготворения. Сначала дьявол, зло, стало бороться с Богом путем гонений на христиан. Это продолжалось первые три века, христиан уничтожали, но ничто не помогало. Над злом смеялись даже маленькие дети-христиане. Не могли никакие пытки, мучения отвратить христиан от Творца и Создателя. Многие даже радовались смерти, мучениям за Христа. Тогда враг изменил свою тактику и в четвертом веке, когда христианство стало государственной религией, он стал пытаться изменить ее учение, отрицать Божество Спасителя, вводить различные ереси. Много людей из ученых школ, получивших хорошее языческое философское образование, пришли в Церковь, но не оставили своих заблуждений, а лишь внешне приняли христианство. Многие получили церковный сан, и через них начались новые испытания для Церкви, для православного богословия и вероучения.
В начале четвертого века, после мученической кончины патриарха Александрийского Петра, было два кандидата на епископство в Александрии: Александр и Арий. Был выбран Александр. Арий, получивший прекрасное философское образование, стал вводить лжеучение, отрицать Божество Спасителя, говорить, что Он не истинный Бог, а, может быть, великий пророк или первейший из ангелов, но не Бог, что Он тварное существо, и тем самым закрывая человеку дорогу к обожению, к соединению с Творцом. Смысл страданий Христа пропадал, цель и назначение христианства уничтожались. Но очень многие недавно крещенные стали последовать этому учению, так как для них эта религия была ближе к языческой, меньше нужно было трудиться, работать над собой, воссоздавая из себя образ Божий, Его подобие. Эта ересь, которая отрицала подвиг, страдания Богочеловека и необходимость подвига у христиан, стала стремительно распространяться. Для того, чтобы в Церкви восторжествовала истина, наступил покой, так как многие ариане были очень агрессивны, нападали на православных, отнимали храмы, император Константин собрал Первый Вселенский Собор, память отцов которого сегодня отмечает Церковь. На этот Собор явилось 318 святых отцов, многие из которых были вчерашние исповедники, святители: святитель Николай, святитель Спиридон, священномученик Антипа, бывший в то время еще дьяконом будущий патриарх Александрийский Афанасий Великий. Они на Соборе опровергли ересь Ария и составили Символ веры, который был принят соборно и который поется в Церкви ежедневно, напоминая о том, что все верующие православные христиане исповедуют христианские истины именно так, как они изложены в этом Символе веры. Император пытался примирить Ария с православными отцами Собора, тот лицемерно сказал, что он раскаивается, пряча под одеждой свой «символ веры», ударяя себя в грудь, показывая на то место, где было спрятано его еретическое писание. Он говорил: «Я верую так, как здесь написано», указывая себе на грудь со спрятанным исповеданием своей еретической веры. Император повелел сослужить вместе Арию и патриарху Александрийскому Александру. Патриарх Александр всю ночь молился, и утром Арий, шедший по дороге в храм, был наказан Божией карой: чрево его расселось и все внутренности из него вышли. Так он заслужил наказание от Бога.
Но эта ересь продолжала пребывать в Церкви, появились императоры-ариане. Особенно сильно ересь распространялась во времена святителя Василия Великого. Император Валент, который также был арианном, изгнал всех православных епископов, отнял в Константинополе все православные храмы в пользу ариан и принуждал православных веровать по-ариански. Епископы православные собрались и сказали императору: «Мы согласны принять новую веру, но только в том случае, если будет состязание православных и ариан. На нем будет присутствовать святитель Василий Великий и если он согласится с этим учением и ариане докажут свою правду, то тогда мы все будем веровать так, как ты велишь». В городе Никее собрались ариане, святитель Василий Великий приехал и повелел, чтобы закрыли один из Никейских храмов. Храм закрыли на замок, и Василий Великий сказал: «Давайте вы, ариане, молитесь. Если на самом деле истина ваша, то пускай Господь откроет двери храма, и мы все это увидим и примем ваше учение». Ариане молились целый день, всю ночь, но двери остались закрытыми. На следующий день святитель Василий Великий вместе с православными стали коленопреклоненно молиться перед этим храмом, и вдруг прогремел страшный гром, двери сами собой отверзлись и, благодаря этому чуду, многие обратились от арианства к истинной вере. Тогда же многие храмы были возвращены православным христианам.
На Первом Вселенской Соборе отцы установили и празднование Пасхи. Установили, чтобы этот день, воскресный день Пасхи, не был раньше и не совпадал с днем пасхи иудейской, чтобы по Юлианскому календарю он был после пасхи иудейской. И этот порядок празднования Пасхи в Церкви сохраняется и до сего дня, потому что это решение было принято Вселенским Собором, всей Вселенской Церковью. И за многие сотни лет, за тысячелетия, Господь показал, что именно такое летоисчисление Юлианское и установленное святыми отцами празднование Пасхи является истинным и соответствует космическому календарю.
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы воспоминаем память святых отцов Первого Вселенского Собора, которые передали нам истины веры, утвердили Церковь. Постараемся сохранить то богатство, богатство Богословия, богатство церковной благодати, которые существуют у нас в Церкви, потому что без этого внутреннего содержания Церковь, как и человек, становится пустой. Как есть картина и икона. Картина может быть очень красивой и реально отображать что-то внешнее, красоту неба, природу, внешние черты человека и, вроде бы, это все замечательно, прекрасно. А икона отображает внутренний духовный мир, и он тоже реальный. Она отображает ту благодать, которая существует в человеческом естестве. Икона отображает Божественную тайну, которая еще более реальна, чем этот изменчивый мир. Можно сказать, что и картина содержит в себе какую-то долю истины внешней, но икона содержит гораздо большую истину, неизменную, хранимую и в вечности пребывающую. В Церкви хранится великое богословское сокровище: Таинства, Божественная благодать — это то непреходящее, что создает церковную красоту, обогащает человека, делает нас выше мирских, земных забот, страстей, возносит к Богу, обоготворяет нас, приближает к Царствию Божию. Прославляя святых отцов, дорогие братья и сестры, помолимся и вознесем благодарность Богу за Его великую премудрость, милость к нам и многую благодать, дарующуюся каждому человеку.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.