Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в День Святого Духа. 2008 г.

10 июля 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Когда был сотворен Святой Троицей человек, то Дух Святой — животворящий участвовал в сей тайне, давая человеку жизнь: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2,7), ибо без благодати Духа Святого человек на самом деле — прах земной. Но в то же время человеку было сказано, что благодати Духа Святаго он может и лишиться, если станет преступником или нарушителем заповеди Божией: «… а от древа познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2,17).
Когда люди нарушили заповедь Божию, то благодать Духа Святого, в которой они пребывали и которая их покрывала от греха так, что они были наги и не стыдились, — сказано в книге Бытия (2,23) , — преимущественно отступила от людей «… и они узнали, что наги» (Быт. 3,7). И пришлось им одеваться в одежду кожаную для сокрытия наготы и согревания тела (Быт. 3,21). И оскудел разум у Адама и он назвал жену Ева, т.е. «жизнь» (Быт. 3,20), а до этого знал, что жизнь истинная только в Боге.
Телесно человек не умер после грехопадения, а умер духовно, о чем Бог и предупреждал Адама. А смерть тела начинается постепенно после смерти души, — грехопадения.
Люди стали жить в мире, подчиняясь только земным интересам. Лишь в израильском народе промыслительно хранилось Откровение Божие о том, что Дух Святой вновь придет на землю в человеческие души. «Излию от Духа Моего на всякую плоть», — возвещал Господь через пророка Иоиля (Иол. 2,29).
Шли годы. До пришествия Христа благодатное Небо было закрыто для человека. Ветхозаветная Церковь была безблагодатной и только являлась прообразом Новозаветной Церкви, поэтому в церковных песнопениях она называется «неплодящей» ( 3 песнь канона Кресту).
«Господи, Боже, не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс. 50,13), — взывал пророк Давид, — но лишь Спаситель принес весть о том, что благодать Духа Святого вновь вознесет падшего человека к Богу. «Должно вам родиться свыше» (Ин. 3,7), — сказал Он в беседе с Никодимом. Но перед этим во искупление преступления человека — его грехопадения, Спаситель должен был пострадать и умереть, смыв своею Кровью наши грехи: «…если Я не пойду, Утешитель не придет к вам, а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16,7), — говорит Господь своим ученикам накануне страданий.
Прошло пятьдесят дней после Воскресения Господа. Ученики Христовы собрались в Сионской горнице и Дух Святой в виде огненных языков почил на них. Дух Святой дал ученикам Христовым благодатную силу совершать скорбный и мученический путь, который ожидал Церковь с первых дней ее существования. Укрепляемые благодатью Духа Святого люди не ощущали земных неудобств : холода, голода, усталости, терпели скорби и мучения.
Человек остался смертен телом, потому что в беззакониях зачинается и во грехах рождается (Пс 50,7). Человек выходит из утробы матери не храмом Божиим, а жилищем греха, а храм Божий в нем надо созидать на разрушении здания греха, чтобы он стал «новым человеком» (Еф. 4,24). В мире человек как в утробе матери живет и действует по несовершенным законам мира сего, а враг человеческий противодействует его перерождению духовному. Диавол в ученых действует неверием, в неученых суеверием, в людях нравственных — самолюбием и во всех гордостью. Поэтому проявляется вражда и ссоры в обществе и в семьях.
Но все побеждает сила Духа Святого, который пребывает в Церкви. Благодатные силы, полученные Апостолами, и сейчас преподаются всем верующим в Святых Таинствах.
Чтобы спастись, живя в греховном мире, надо опираться не на свои силы, а на силу Божию.
В Таинстве Крещения мы получаем новое рождение. Все наши чувства освящаются благодатью Духа Святого в Таинстве Миропомазания.
Когда мы немощны, мы обращаемся к Богу за благодатной силой исцеления в Таинстве Елеосвящения.
Чтобы иметь силы в греховной мирской среде создать светлую христианскую семью, нам дается благодатная сила в Таинстве Брака. Таинство Покаяния, исповедь очищает нас от грехов, а в величайшем Таинстве Евхаристии мы становимся сопричастниками Божественного естества и получаем залог всеобщего воскресения. «Исполнитесь Духом» (Еф. 5,18) — говорит Апостол Павел, стремитесь стать жилищем Божией благодати, «блаженны нищие Духом, ибо их есть Царствие Божие» (Мф. 5,3) — сказал Господь. И если христиане получающие эти благодатные силы, живут не лучше людей неверующих, то виновата в этом не Церковь, а сам человек. Получив благодать, он избирает не узкий путь спасения, а идет по широкому пути гибельного обманчивого мирского веселия и благополучия.
Только в Церкви Святой Православной, кормчий которой Христос человек укрепляемый Духом Святым может переплыть море земных стихий и достичь благодатного Царствия Божия.
«Господи не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс. 50, 13).
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.