Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 37-ю по Пятидесятнице, Новомучеников и исповедников Российских. 2008 г.

10 июля 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня наша Церковь празднует, по определению Архиерейского Собора, память новомучеников и исповедников Российских. В этом году их память совпала с Неделей о Закхее. Казалось бы, это два далеких исторических события. Но если мы посмотрим внимательно, то увидим, что есть много общего между событиями, происходившими две тысячи лет назад, и событиями, происходившими в недалеком прошлом и происходящими в наши дни. Евангелие поучительно всегда. Это Слово во все времена живо и для народов, и для общества, и для каждого отдельного человека.
Когда Спаситель ходил по земле, проповедовал в стране иудейской, в народе, который, единственный во всей Вселенной, хранил истину о Боге и старался, в своем большинстве, жить по заповедям Божиим, эта религия была непонятна для окружающих, живших по другим правилам. Она была Богооткровенна и являлась чем-то особенным среди языческих вероучений.
Иудея была завоевана чужеземцами — могущественной Римской империей, в которой проповедовались новые формы жизни по человеческим законам и правилам, по закону силы. И среди иудеев находились люди, которые оставляли Истину, оставляли Божии заповеди, принимали новые человеческие учения, верили в силу, в могущество, в закон, придуманный людьми, и шли на службу к иноземцам-завоевателям. А так как у этих завоевателей были другие жизненные принципы, то служители Римской империи угнетали своих собратьев и смеялись над ними, смеялись над традициями и над верой. К таким людям относился и Закхей, находившийся на службе у иноверцев и бывший начальником мытарей, сборщиков податей. Он был для своего народа не просто предателем, а отступником от веры, презираемым хуже язычника.
Совсем недавно, буквально столетие назад, и наша страна была опорой Православия во всем мире, единственно хранившей Истину. Народ наш в своем большинстве старался жить по христианским правилам, нести в мир любовь Христову и добродетель. Именно поэтому многие народы и присоединялись к России, видя, как высока христианская нравственность, как благочестиво живет православный народ, как он миролюбив и милосерден.
Однако духовная брань в мире никогда не прекращалась, и враги Христа всегда сеяли свои плевелы. В нашей православной стране стали появляться новые лжеучения, проповедующие иные формы жизни, человеческую «справедливость», жизнь на основе научных достижений, открытий, технического прогресса, человеческой морали. Многие стали верить в эту жизнь без Бога, устремились к тому, чтобы построить общество и страну без Него, без Православия, без основ христианской нравственности. Они поверили в то, что здесь, на земле, человек сам своими усилиями, своим могуществом, своим разумом может достичь многого, что ему не нужен Бог, не нужна благодать, которая хранится в Православной Церкви. Они решили, что все это отжило и устарело. Новые учения приносились в нашу страну как через систему образования так и иноверцами через различные организации и партии, многие им верили, и таких людей постепенно становилось все больше и больше. Конечно же, этим людям мешал Господь и Его последователи. В обществе началась борьба. Противостояние между теми, кто принимал новые формы жизни на основе «достижений» человека, и теми, кто хранил в своем сердце веру в Бога, нарастало и обернулось, в конце концов, борьбой жестокой и кровавой. Так было две тысячи лет назад, так было и сто лет назад, так происходит в наше время и продолжится после нас.
А две тысячи лет назад Закхей, служивший иноверцам, влез на дерево и увидел Бога. Господь коснулся его сердца, опередил даже веру Закхея, сказав ему, что сегодня будет в его доме, в доме его сердца. После этого Закхей уверовал во Христа, изменился, раскаялся в своих заблуждениях, обещав воздать вчетверо всем, кого обидел.
В нашей стране борьба человеческой и Божественной идеологии вылилась в страшные гонения. Гонения, которых не знала земля даже в первые века христианства. Сейчас мы читаем о подвигах новомучеников и исповедников Российских. Когда-то и они читали жития святых, рассказы о мучениках первых веков, а потом сами так же пострадали и претерпели мучения и гонения. Знакомясь с житиями новомучеников, мы ужасаемся, потому что мучения, которым они подвергались, оказались ещё более жестокими, еще более коварными. От этой жестокости содрогнулся весь мир. Если в Православную Россию все народы шли с радостью, то Россию, залитую кровью, заполненную безбожниками и новой человеческой идеологией, Россию, устремившуюся к иному, якобы светлому, будущему, боялись и ужасались ее новой истории. Во всех странах опасались, что это зло проникнет и к ним, что и там начнется кровопролитие. Ранее Православную Россию стали считать во всем мире империей зла. И считают её таковой до сих пор, потому что не верят, что кончилось это жестокое гонение, что положен конец этой ложной идеологии, что люди перестали жить по лживым человеческим правилам. Да и на самом деле, много ли изменилось? Как легко опять вернуться к ненависти к Богу.
Но человек — разумное существо, и жестокие гонители, эти новые Закхеи, мучители, иноверцы, подняли головы к небу и вдруг увидели, что там, в Небесном Царстве, находятся замученные Православные, что они святые, что они со Христом, что без их помощи невозможно не только возродить Россию, но и добиться того, чтобы она хотя бы немного восстала из бездны страданий и нравственного и морального уродства. Теперь эти бывшие мучители, которые в своей внутренней сущности практически не изменились, осознали разумом, что Бог и Церковь нужны. Осознали, что нам ничего не удастся изменить, если мы не пойдем по пути веры в Бога, если мы не будем просить молитв у новомучеников и страдальцев, проливших множество крови на нашей земле. Осознали, что без помощи новомучеников не только страна, но и каждый из нас не сумеет выжить в этом греховном мире.
Сегодня и мы, прославляя новомучеников и исповедников Российских, осознаем, что Россия ещё существует благодаря их страданию и их молитвам, что на неё смотрят другие народы, ждут её возрождения, надеются на это. Потому что по всему миру идет борьба, не имеющая ни сострадания, ни жалости, ни милосердия. Наши сродники прошли через это. Нам, ещё живым, тоже предстоит пройти через эту борьбу, каждому из нас предстоит, прежде всего, борьба с самим собой. Ибо возрождение начинается с осознания своих грехов и покаяния. А покаяние — это боль от того, что человек осознает самообман. Мы узнали, что на самом деле Православие — это основа, что мученики эти — святые, и поняли, как мы были обмануты и как обманывали сами себя. Осознание самообмана вызывает такую жгучую боль, которая отрывает человека от Бога, он может впасть в уныние и даже совершить самоубийство. Для того, чтобы преодолеть боль самообмана и раскаяться, нам нужно иметь веру во Христа, страх Божий, любовь к Нему. Каждый понимает, как это трудно — узнать, что ты живешь неправильно. Как это, на самом деле, страшно увидеть. А особенно ясно это видно в Церкви. В Церкви человек смотрит на себя, как в зеркало, причем зеркало это настоящее, а не кривое. Все человеческие идеологии искажают человека, дают ему неправильное представление о себе, так что он видит себя как в кривом зеркале. А во Христе, в Православии человек видит себя чисто, таким, каков он есть, и начинает приходить в ужас. Этот ужас не побороть без Христа и Его благодатной помощи. Поэтому нам, дорогие братия и сестры, необходимы молитвы пострадавших за Христа новомученников — наших сродников, нам нужна благодатная помощь Таинств, которые совершаются в Церкви.
Сегодня, воспоминая новомучеников и исповедников Российских и молитвенно обращаясь к ним, попросим, чтобы они своим предстательством пред Богом помогли нашему обращению ко Христу, обретению твердости в вере, укрепили наше упование на Него и привели нас к чистосердечному покаянию.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Мы очень часто обращаемся к Богу по поводу своих невзгод, болезней и разных испытаний, которые приходят на нас в нашей жизни, просим Его, если не получаем, может быть, обижаемся, но скорби и болезни очень часто посылаются человеку и для исправления, и для спасения, и для назидания.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.