Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 2-ю по Пятидесятнице, всех святых, в земле Российской просиявших. 2008 г.

10 июля 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Свет Христовой Православной Веры воссиял на нашей земле ещё в первом веке нашей эры. Апостол Андрей Первозванный посетил места Киевские, дошел до Новгорода, но в то время христианство не укоренилось в землях славянских, или, как их тогда называли, в землях скифов. На их землях господствовало идолопоклонство — различные идолы были воздвигнуты во многих поселениях, и люди приносили им жертвы, вплоть до человеческих. Бушевали страсти и грехи. Скифский народ был очень жестоким, и все окружающие народы боялись набегов этих безжалостных племен. Грех, который царил среди скифов-славян, разделял их, ожесточал их сердца, воздвигал их гордыню. Они враждовали и между собой. Это продолжалось долгие века: кровь человеческая текла рекой, и ничто не могло успокоить человеческие страсти и умирить гордыню. Даже близкие братья-князья враждовали между собой и нападали друг на друга. Страны как таковой, государства славянского не существовало. Можно сказать, что были различные разбойничьи уделы со своими князьями, не признававшими ничьей власти.
И вот, в этот жестокий народ стали падать семена веры Христовой: святой равноапостольный князь Владимир, воспитанный своей бабушкой, равноапостольной Ольгой, принял Святое Крещение, разрушил идолы, и свет христианства стал озарять эти дикие и жестокие народы. Из людей кровожадных, страшных, подобных зверям они превращались постепенно в людей кротких, любвеобильных и милосердных. Христианство воспитало в нашем народе многие добрые качества: мужество, справедливость, мудрость, сострадание, милосердие, любовь, терпение, жертвенность, и все это — благодаря Евангельскому учению.
В нашей стране появилось множество подвижников, святых, которые посвящали свою жизнь Богу, трудились в различных местах и в то же время молились и постились. Святой равноапостольный князь Владимир, бывший до Крещения очень жестоким, после Крещения боялся казнить даже разбойников и, лишь будучи порицаем за это от Священноначалия, стал исполнять свой долг, как надлежит государственному деятелю. Много, конечно, было в нашей стране ученых и полководцев, но прославляется наша земля трудами молитвенников и подвижников. Две земли в нашем мире называются святыми: земля, на которой родился Господь, полил её Своим потом, Своей кровью, и Святая Русь, которая тоже полита трудами, потом и кровью многих и многих миллионов Православных. Это и святители, которые просвещали народ и писали различные поучения, это и многие просветители других народов: святитель Стефан Пермский, Иннокентий Иркутский, Иннокентий Московский, Николай Японский и многие другие. Это и подвижники, и мученики; это и преподобные, которые своей жизнью показывали образец жизни Небесной здесь на земле. Это и особые святые — Христа ради юродивые, которые и были в основном на Руси: своим якобы безумием они показывали всем, что мудрость житейская является безумием перед Премудростью Божией, что все, существующее в этом мире, — это юродство по отношению к Небесным обителям, к правде Божией, к Евангельскому закону. Сегодня мы прославляем многих наших соотечественников, созидавших своими трудами нашу страну, наше государство, тех, которые и сейчас молятся о нас и молитвы которых помогают нам в нашей повседневной жизни.
Но есть нечто общее, объединяющее всех святых нашей земли, — это их особое терпение и жертвенность. Первые святые, которые появились на Руси, — святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Они приняли мученическую смерть от своих собратьев не потому, что не могли себя защитить по своей слабости и немощности, а потому что принесли себя в жертву ради мира здесь на земле, среди своих собратьев. Они пролили кровь, чтобы этой кровью успокоить жестокость и злобу человеческую. Этим терпением отличались все святые нашей земли Русской. В то же время мы знаем, что юродивые Христа ради и многие другие унижали себя здесь на земле: как Господь себя унизил, приняв зрак раба, так и среди Русских святых, среди множества наших соотечественников тоже виден подвиг самоуничижения, в котором проявляется величие духа, величие христианской веры.
И, конечно же, главное, что объединяет святых земли Русской, — это любовь. Любовь к Богу и ближним. Люди жертвовали собой не по понуждению, не по долгу даже, но по любви и непреодолимому стремлению помочь своему ближнему. Эта жертвенность пронизывает нашу историю через все века. Мы видим, что со всего мира на нашу Святую землю съезжалось много злобных людей. Наш народ был под игом татаро-монголов, и именно в то время на Руси было построено наибольшее число храмов и монастырей, куда обращался народ, крайне нуждавшийся в духовной помощи и поддержке. Ни у кого не было озлобленности на врагов, а была лишь любовь к Богу, желание потрудиться для него и просветить светом Христовой Веры мучителей и гонителей. Ни одна страна мира не поставила столько памятников своим гонителям и мучителям, сколько и поныне стоит на Руси, — и наш незлопамятный, любвеобильный народ ходит мимо этих мучителей и гонителей, ненавистников Православной Веры, Святой Руси, и совершенно беззлобно воспринимает это олицетворение своей трагической истории. Возможно это лишь потому, что в народе воспитывалась любовь к Богу.
Игумен Глинской пустыни Филарет с детства был воспитан своей матерью в любви к Храму, к Богу, к богослужениям. Он был ещё совсем маленьким и не умел читать, когда мать водила его в Храм (и, конечно, не к концу службы, а к самому началу) и после службы спрашивала, о чем было сказано в Евангельском чтении, в чтении Апостола, какие песнопения пелись во время богослужения. Если маленький мальчик не отвечал, то она сама, доступными словами, рассказывала ему: кому или какому событию Евангельской истории была посвящена служба, о чем читалось в Апостоле и в Евангельском чтении. Так прививается детям любовь к Богу, к Храму, воспитывается внимательность на молитве. На всю жизнь запомнил мальчик эти впечатления и поучения и, будучи уже игуменом Глинской пустыни, сохранял любовь к молитве и богослужениям в Храме. Когда он скончался, один из монахов просил в молитве, чтобы ему было открыто, где находится игумен Филарет, и ему было показано, что он находится в Храме на клиросе — поет в Небесных обителях.
Сегодня, дорогие братия и сестры, прославляя наших соотечественников, наших близких и родных, мы обращаемся к ним, чтобы они своей молитвой, своим подвигом поддержали и нас, чтобы они нас сплотили, потому что Русь, состоящая из многих народов, объединялась не подвигами военачальников и ученых, а сплачивалась духовно — любовью и подвигом многих наших святых. Это сплочение духовное было основой нашего государства, и другой основы не было в России. Когда разрушили эту основу, разрушилось и государство. Только лишь возрождение нашего духовного единства, сплочение в вере Христовой, в труде, в посте, в молитве и подвиге умножит нашу иссякающую внутреннюю силу духом терпения, жертвенности и любви. Тогда обретет наш народ, подобно древним скифам, озаренным Светом Христовым, мужество, мудрость и волю к преображению духовному. Тогда восстанет из разрушения и возродится наша страна, спадут иноземные иноверные цепи, и сейчас еще опутывающие наше общество и государство. Тогда воскреснет Русь в своей святости.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Дорогой Человек! Ты создан Богом для вечности. К Богу все придем, но путь этот лежит через Храм — дом Божий. Наш Храм более трех веков является нитью,
соединяющей души людей с Творцом.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.