Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 5-ю по Пятидесятнице. 2008 г.

31 декабря 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы все так устроены, что постоянно себя оправдываем, пытаясь кого-то обвинить в своих недостатках, говорим, что если бы нас окружали добрые, хорошие, высоконравственные люди, то наверняка мы сами были бы такими же добрыми, высоконравственными. Мы пытаемся найти объяснение всем нашим невзгодам вне себя. Если что-то у нас не ладится в обществе, в стране, то ищем каких-то внешних врагов, происки кого-то, может, чьи-то вражеские разведки. Мы себя представляем идеальными, а все вокруг неправильным. Мы всех могли бы с легкостью исправить, готовы всегда подсказать ближнему, что он какой-то не такой, видим множество недостатков в окружающих, а сами порой забываем о самом необходимом для себя, о самом нужном. Христианину, как говорит Господь, нужно исполнять две заповеди о любви: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-39). Эти заповеди говорят о том, что любовь не может быть спокойной, она всегда ищет, кому помочь, к кому проявить свои чувства. Она всегда открывает нашу неправду, наши беззакония и не дает нам узреть недостатки наших ближних.
Сегодня мы слышали Евангельское повествование об исцелении гадаринских бесноватых, людей больных, одержимых нечистым духом, которые жили в пещерах, в гробах, в расселинах скал, пугали людей своим видом, своим образом жизни, тем, что они были неодеты и вели себя очень странно, не подчиняясь никаким человеческим законам, а делая все вопреки здравому смыслу. Когда Господь переправился на другую сторону Галилейского озера, его встретили два больных, измученных человека. Иисус спросил одного из них: «как тебе имя?» (Лк. 8:30), но эти люди даже не могли назвать себя, рассказать, кто они такие. Они совершенно не имели власти над собой, над своей речью, над своими действиями. И бесы, которые их мучили, ответили: «легион имя мне, потому что нас много» (Мк. 5:9), — «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8:29). «Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней» (Мф. 8: 30-31). «И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде» (Мф. 8:32). А жители Гадаринской страны, узнав о случившемся, пришли, увидели этих совсем недавно больных, страдающих людей здоровыми и одетыми и попросили, чтобы Спаситель «отошел от пределов их» (Мф. 8:34).
На самом деле, много ли встретится и сейчас людей, которые ради ближнего пожертвуют тысячью, двумя тысячами свиней? Если бы сейчас восстали гадаринские жители, то, наверное, вместе с ними оказались бы и многие из нас, которые пожалели бы что-либо ради любви к своему ближнему. Даже не тысячу, не две тысячи свиней, а гораздо меньше. Человек привык к тому, чтобы ему жилось спокойно, как он считает, не было бы никаких проблем. А если что-то случается, какое-то стихийное бедствие, если, не дай Бог, он заболеет, то сразу же начинает роптать, обижается на Бога, считая Его источником своих невзгод, говорит Ему: «Уйди от меня, я хочу спокойно жить без Тебя. Я не хочу никаких обязанностей, не хочу жертвовать чем-то ради Тебя, не хочу никого любить, потому что любовь заставляет что-то делать, совершать. Вот бы жить для себя, ничего не делать! Уйди от меня, пока я поживу в свое удовольствие». И сейчас много таких людей. А жизнь с Богом, конечно, это борьба, это и радость победы, это и жертвенность ради кого-то.
В патерике рассказывается, как один подвижник, который сначала подвизался в строгости и посте, потом впал в нерадение, какое-то время жил беспечно и ему казалось, что он спокойно живет. Потом он опомнился, стал молиться, поститься, и вдруг на него стали нападать бесы. Он спрашивает их: «Что же вы на меня нападаете? Вот был я нерадив, и вы мне не причиняли никакого вреда. А теперь стал молиться, поститься, и вы причиняете мне вред». Бесы ему ответили: «Когда ты был в нерадении, и мы были в нерадении, а когда ты стал бороться с нами, и мы стали бороться с тобой».
Идти за Богом — это всегда чем-то жертвовать ради Него. Вспомним жену Лотову. Она бежала из своего дома, оставила все: скот, имущество, мебель, украшения, одежду и многое другое. Все это должно было погибнуть. Ей было сказано, чтобы она ничего не жалела, вырвала из своего сердца, спасала свою душу, но она настолько привязалась к земному, тленному, что не могла оторваться от него, оглянулась и превратилась в соляной столп. Человек, который идет к Богу, но в то же время привязан к чему-то, подобен истукану, которым руководят его привязанности, страсти, руководят, может быть, злые духи, опять же, через его слабости, немощи.
В Египте в первые века жила одна очень красивая блудница, которая много зарабатывала, к ней приходили богатые люди. Однажды она пришла в храм, но в дверях ее остановил иподьякон и сказал, что ей нельзя входить в храм, так как она в нечистоте. Она стала с ним спорить, на шум вышел епископ, она стала у него проситься войти в храм. Епископ ответил, что ей нельзя войти в храм в нечистоте, но женщина усиленно просила, чтобы ее пустили, пообещав, что с этого дня она не будет блудницей. Тогда епископ сказал: «Я поверю тебе, если ты принесешь сюда, в храм, все свое имущество». Она принесла, епископ сразу же все бросил в огонь, и имущество сгорело. Пораженная этим блудница оставила свое ремесло и стала прислуживать при храме.
Если мы, дорогие братья и сестры, хотим возлюбить Бога, то все равно нам придется чем-то жертвовать. Все равно нам придется выбирать между любовью к земному, тленному, и любовью к Богу. Этот выбор для нас должен быть осознанным.
Гадаринским жителям Господь не сказал никакого поучения, но то, что случилось, оказалось лучше всякого поучения. Иудеи вообще не содержали свиней, считая их нечистыми животными, свиньи были символом страстей, грехов, земных привязанностей, объедения, пьянства, и иудеям было запрещено не только держать свиней, но и прикасаться к ним. Этот Евангельский рассказ говорит о том, что и нам, если мы хотим идти за Богом, нельзя и прикасаться ни к каким страстям, а быть вдалеке от них, от всей этой скверны, чтобы не погибнуть, не утонуть в море множества земных удовольствий.
Сегодня, дорогие братья и сестры, слушая Евангельское повествование о неблагодарных жителях Гадары, которые думали, что они будут вечно жить в беспечности, если удалятся от Бога, посмотрим на себя, а не пытаемся ли и мы сделать то же самое? Когда от нас требуется любовь, жертва для Бога, не отворачиваемся ли мы от Него, не говорим ли Ему: «Уйди, оставь нас в покое. Мы хотим жить безбедно», — не задумываясь о том, что будет впоследствии.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.