Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 7-ю по Пятидесятнице. 2008 г.

31 декабря 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Господь сотворил человека свободным существом. А свобода подразумевает то, что человек свободен внутренне, духовно, то есть свою душу, свое сердце, свои мысли он может хранить или в добре, или впускать внутрь себя зло. У человека есть способность самому созидать свой внутренний мир, самому внутри себя создавать уже здесь, на земле, или благополучие, любовь, блаженство, или страдания, скорбь, печаль, преддверие ада. Все это совершается в человеческой душе, через наши желания, нашу молитву, наши труды во славу Божию, или через наши грехи и страсти.
Сегодня мы слышали Евангельский рассказ, как Спаситель после воскрешения дочери Иаира, начальника синагоги, выйдя из его дома, встретил двух слепых, которые просили Его об исцелении. Спаситель не откликался на их просьбу. Может быть, Он испытывал их усердие, их веру, их внутреннее расположение, желание. Они шли за Ним, пришли в другое место, в другой дом. Здесь они вновь обратились к Нему: «Помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» (Мф. 9:27). Господь задает им вопрос: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» (Мф. 9:28). Этот вопрос как раз и есть вопрос о сущности человека: «А что у вас в душе? А правда ли, вы верите в Меня, желаете, чтобы благодать Божия коснулась вас, чтобы она сотворила чудо, чтобы вы стали лучше, чтобы вы исправились?» Как сказано в Священном Писании, Господь стоит у сердца каждого человека: «Се стою у двери и стучу» (Откр. 3:20). Но если человек закрывает себя, то Господь не войдет. Если у человека нет веры, нет желания трудиться ради Бога, впустить в себя Спасителя, жить вместе с Ним по Его благим заповедям, то Сам Господь бессилен. Эти слепые ответили Спасителю, что они имеют веру, желают исцеления и пребывания с Богом. Господь их исцеляет и повелевает не рассказывать о сотворенном чуде: «Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал» (Мф. 9:29-30). Это может быть по разным причинам. Совершилось особое таинство. Все присутствовавшие при этом люди увидели, как слепые прозрели. Но кроме самих исцеленных никто не увидел, что произошло у них в душе, как они изменились внутренне, как они ощутили благодать Божию, как Господь коснулся их сердец, их душ, их разума.
Бывает и в жизни каждого человека, христианина, обращающегося к Богу, молящегося, приступающего к Таинствам, он ощущает присутствие, посещение Божие. Чтобы не потерять это присутствие Божие, чтобы не возгордиться, нужно хранить это в тайне, свою тайну не доверять никому, потому что появляется гордость. Вместо того, чтобы смиряться, что Господь снизошел к нам, грешным, проявил к нам милость и любовь, несмотря на наши недостоинства и грехи, а от гордости пропадает благодарение к Богу. Сначала, вроде бы, появляется и благодарность, и легкость, но гордыня затмевает все. Человек внутренне слепнет и ему кажется, что не за что Бога благодарить, все получают не меньше, чем он, а, может, даже и больше, забывая о том, что благодарность — это личное дело каждого христианина.
В Соловецком монастыре был один послушник, который ухаживал за скотиной. И вот однажды дикая корова напала на него, и он так был изувечен ею, что его принесли в монастырь в бессознательном состоянии. Послушник должен был долгое время лечиться. Очнувшись и собравшись с силами, он пошел к старцу Науму. С трудом послушник дошел до его кельи. Старец его встретил, ввел в келью, налил в кувшин воды и спросил: «Веруешь ли ты, что Господь может тебя исцелить?» Послушник ответил: «Да, верую». Старец еще раз спросил: «А веруешь ли ты твердо и убежденно, что Господь тебя исцелит?» Послушник опять ответил утвердительно. После этого старец Наум заставил его выпить два ковша воды. Третий ковш воды послушник пить отказался. Тогда старец вылил на него этот ковш воды, и произошло чудо: послушник почувствовал, как болезнь отошла, и он окреп. Через несколько дней он опять пошел на послушание.
Вера помогает нам, дорогие братья и сестры. Когда мы на самом деле открываем свою душу Богу, Господь через нас, как об этом свидетельствуют все святые, совершает многие чудеса. Господь всегда пребывал вместе со святыми, потому что они совершенно отвергались себя, совершенно забывали о себе, в свою душу верой воспринимали Бога. Его присутствие они ощущали, и это уже было самое величайшее чудо, которое может произойти на земле. Но вера — это и большой труд. Мы слышали, что затем после этих слепых «привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить» (Мф. 9: 32-33) И сказано, что «ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 9: 35). Это тяжелый великий труд — брать на себя немощи ближних, но без труда дело спасения нашей души не получается.
Преподобный Антоний Великий ушел в пустыню молиться, подвизался в подвиге, однако его одолевали всякие мрачные мысли, уныние, недовольство, и он никак не мог с этим справиться. Антоний изнемог от этой борьбы с собой, стал просить Бога: «Господи, желаю я спасти свою душу, но никак не могу справиться с собой: страсти, уныние, мрачные мысли одолевают меня. Подскажи мне, как перебороть в себе все это?» И вот видит: невдалеке стоит человек. Этот человек помолился, взял орудие труда и стал трудиться. Поработал, поработал, потом опять помолился, после этого опять взял орудие труда, стал трудиться, рукодельничать, что-то еще делать. Вдруг Антоний услышал голос (а это был не человек, а Ангел): «Антоний, делай также и спасешься».
И нам нужно помнить, что необходимо не только молиться, держать пост, но и труд необходим человеку. Ибо в труде проявляется наша любовь и к Богу, и к ближнему, потому что мы часто трудимся не для себя, а для своего ближнего — это тоже есть молитва, это продолжение нашей молитвы. Сама отвлеченная мысль, только одно Богомыслие, только одни мечтания расслабляют душу, потому что человек создан из тела и души. Тело тоже должно трудиться и приносить пользу ближним. Почему и сказано в Священном Писании: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).
Сегодня, дорогие братья и сестры, слушая поучение Евангельское, помолимся, чтобы Господь и нам даровал силы и крепость служить своим трудом, своими делами Богу и ближним, быть к Нему всегда благодарными и своей верой принять Божественную благодать в свое сердце.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Мы очень часто обращаемся к Богу по поводу своих невзгод, болезней и разных испытаний, которые приходят на нас в нашей жизни, просим Его, если не получаем, может быть, обижаемся, но скорби и болезни очень часто посылаются человеку и для исправления, и для спасения, и для назидания.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.