Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на Введение во Храм Пресвятой Богородицы. 2008 г.

31 декабря 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Все в истории имеет свою причину: каждое событие происходит потому, что ему предшествовали другие, и является их следствием. Мы все знаем, как связан наш маленький мир, связан Богом воедино, как все в нем взаимосвязано. Может быть, какое-то одно событие далеко отстоит от нас по времени и в пространстве, но оно накладывает отпечаток на нашу жизнь, имея порой последствия на многие-многие годы.
В настоящее время в храме мы отмечаем события давно ушедшей истории, происходившие две тысячи лет назад и более, удивляемся тому, что когда-то они имели место, забывая при этом, что происходившее в Церкви и совершенное Господом на земле особенным образом касается и нас. Мы отмечаем события жизни Спасителя, Его Пречистой Матери, святых и нам кажется все совершенно необыкновенным, как будто Их жизнь не от мира сего, кажется даже, что это не люди жили, столь непостижимой представляется нам Их жизнь, потому что она недоступна нашему пониманию. На самом деле мы вспоминаем Евангельские события для того, чтобы учиться: учиться жить по жизни Спасителя, Его Пречистой Матери и в своей жизни воплощать хотя бы малое из того, что совершали Они. Великое событие — Девица стала Божией Матерью. Но этому предшествовал огромный труд, огромнейшая любовь к Богу этой маленькой девочки, Ее родителей.
Сегодня мы воспоминаем Введение во храм Божией Матери. Мы приходим в храм и не замечаем здесь Бога, Его присутствия, ведем себя порой небрежно, приносим сюда в жертву Богу часто то, что нам не нужно. И Церковь показывает нам на примере Богоизбранной Отроковицы, как нужно относиться к храму. Святые праведные Иоаким и Анна привели в храм и отдали Богу самое дорогое для них — свою единственную Дочь. Она им была нужна, они надеялись на Нее, они Ее любили, но Бога любили гораздо больше. Эта маленькая девочка по воле родителей три дня вместе с ними шла пешком до Иерусалима безропотно, совершенно спокойно, со смирением. Святые праведные Иоаким и Анна вложили в сердце своей Дочери необыкновенное послушание и любовь к Богу и Его Храму. Ей было всего лишь три года, но Ее ввели в Храм и оставили в нем жить под наблюдением старших детей, которые там прислуживали.
Мы часто смотрим на трехлетних детей и думаем, что им нужно физически развиваться, побегать, пообщаться с другими такими же малышами, повеселиться, побыть с родителями, вообще вести себя как-то свободно, раскрепощенно: они же маленькие дети! Пусть порадуются жизни! А у Божией Матери не было детства. Если Ее родители отдали Богу самое дорогое — свое Дитя, то Она отдала Богу еще больше: Она посвятила Ему всю Свою жизнь, начиная с младенчества. Юная Отроковица не имела детских утех, каких-то шалостей, удовольствий, не бегала по дворам, не шутила, не играла со своими сверстниками, — можно сказать, у Нее не было детства в современном понимании. С трех лет Она сознательно, как взрослый человек, стала вести богоугодную жизнь, возложив на себя такие обязательства, которые сейчас не под силу и многим взрослым, потому что мы не воспитаны так, как Божия Матерь, и не способны так видеть Бога, как видела Она и Ее родители. Здесь, в храме Иерусалимском, старшие прислуживающие девочки стали Ее учить. Она научилась читать, писать, вышивать, прислуживать в Храме, убирать, Она служила Богу так, как не служит никто из нас, никуда не выходя из храма. Здесь прошло и Ее детство, и отрочество, здесь же Она дала обет посвящения Себя Богу. Поэтому не случайно Она стала Божией Матерью. Конечно же, этому способствовала и благодать Божия, которая присутствовала в ветхозаветном храме. Эта благодать пребывает в еще большей степени и в храмах Нового Завета, в Богослужении и Таинствах, совершающихся сегодня, но мы ее не воспринимаем. Невозможно было, чтобы огромнейший труд такого маленького ребенка оказался бесплодным. И этот плод, мы знаем, стал великим: Она прославляется как Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим. Но это произошло не просто, а по Ее трудам, по Ее жизни. Не вдруг открылся Ей какой-то особенный дар, а за величайший подвиг с самого младенчества. Ее подвиг учит нас, учит тому, чтобы мы подражали Божией Матери и, возлюбив Бога, старались нести в Храм самое дорогое, все самое лучшее, посвящать свои силы, свою крепость, свои таланты служению Богу. Это посвящение и для нас не пропадет даром. Господь и в нас приумножит Свою благодать. На нашу маленькую любовь Он ответит Своей огромной любовью, Своими бесчисленными дарами. Но почему-то трехлетняя Отроковица, Младенец, это осознавала и понимала, а мы не можем это воспринять.
Сегодня, дорогие братья и сестры, отмечая великий праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, воспоминая начало величайшего подвига Божией Матери, который потом заключался в Ее следовании за Своим Сыном и Богом, в сопутствии Его страданиям, в присутствии при Кресте, во многих поношениях и необычайном смирении, постараемся понять, что мы ходим в храм не для того, чтобы просто отметиться, засвидетельствовать свое присутствие и при этом показать Богу не любовь, а свою гордыню, свою независимость от Него, а для того, чтобы стараться здесь, в храме, оставить часть своих сил, своей души, своей жизни, зная, что Господь воздаст нам многократно более. Поучаясь на жизни Пресвятой Богородицы, постараемся, дорогие братья и сестры, служить Богу и любить Его и Его храм так же, как и эта маленькая Отроковица.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Мы очень часто обращаемся к Богу по поводу своих невзгод, болезней и разных испытаний, которые приходят на нас в нашей жизни, просим Его, если не получаем, может быть, обижаемся, но скорби и болезни очень часто посылаются человеку и для исправления, и для спасения, и для назидания.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.