Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в день памяти Собора Вселенских учителей и святителей Василия великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. 2008 г.

10 июля 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь отмечает память великих учителей и святителей Православной Церкви Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. После гонений первых трех веков, когда христиане становились мучениками за Христа, исповедовали свою веру, несли ее народам, не знавшим веры христианской, наступил четвертый век, время, когда внешние гонения на Церковь прекратились. Но спокойных времен у Церкви не бывает никогда: из внешнего гонения борьба с Церковью превратилась в борьбу внутреннюю, в борьбу с вероучением Православной Церкви. Очень многие язычники приходили в Храм, принимали христианство, потому что эта религия стала государственной. Большинство вновь вошедших в Церковь не знали глубоких истин христианства. Появились различные лжеучители, которые своей человеческой ученостью отвергали Божество Спасителя. В это время нужно было отстаивать истины христианства, отстаивать грамотно, со знанием учения Православной Церкви, глубин богословия. И в это время Господь воздвигает Церкви великих святителей Василия Великого и Григория Богослова. Они получили прекрасное воспитание в различных учебных центрах тогдашней империи, а затем вместе обучались в Афинах, где в то время находился мировой центр образования. Здесь эти святители и познакомились. Они изучали различные науки, которые помогали человеку осмысленно познавать Божественный мир, познавать творение Божие и через это творение, через Откровение Божие познавать Творца. Сами святители говорили, что они далеки были от зависти: если кому-то из них сопутствовали слава или успех, то эти слава или успех были наградой и для другого. Они изучили многие науки, причем, как говорится в песнопении, Василий Великий не только познавал все науки, но он познавал их настолько глубоко, насколько это вообще возможно для человеческого ума, для человеческих способностей. После обучения святители Григорий Богослов и Василий Великий начали в трудах и молитве познавать богословие, теперь уже через опыт, который дается практическим христианством. Святитель Василий Великий основал много монастырей и по просьбе подвизающихся написал устав для монахов. Он много сделал для того, чтобы облагородить общество нравственно. Как раз во времена жизни этих великих святителей умножилась ересь арианская, отвергавшая Божество Спасителя, и распространилась по христианскому миру так, что когда святитель Григорий Богослов был приглашен на кафедру в Константинополь, там не оказалось ни одной православной церкви. Он создал домовой храм у своих родственников и стал в простых, доступных для народа изречениях объяснять тайну Святой Троицы. Впоследствии его Богословие легло в основу Символа веры, который ежедневно поется у нас в Церкви за Богослужением.
Святой Василий Великий также оставил свои богословские труды. Он был одним из немногих активных людей, которые не подписали арианский символ веры, он до конца остался верен Христу. Благодаря этим святителям, их трудам, их образованию Православие не было искажено и сохранило свою чистоту.
Святитель Иоанн Златоуст жил несколько позже Григория Богослова и Василия Великого. Он не столько отличался своими богословскими трудами, сколько практическим христианством. С детства он изучал Священное Писание как Ветхого, так и Нового Завета и на основе Божественного Откровения строил основы христианской жизни. Он толковал Священное Писание, вводил высокую духовную нравственность, строил много богаделен, занимался благотворительностью. В Антиохии он основал столько богаделен, что ежедневно в них кормили до трех тысяч вдовиц и девиц. Когда святитель Иоанн Златоуст был послан епископом в Константинополь после смерти Патриарха Нектария, то он и там стал вводить это практическое христианство, христианство, которое живет на основе труда, благих дел, веры и молитвы. И здесь, в Константинополе, он за счет средств, которые имела Церковь, стал помогать нищим, обездоленным, нуждающимся, начал строить богадельни. Святитель взывал к тому, чтобы люди жили в высокой христианской нравственности, потому что всегда, во все времена столица, особенно столица такой мировой империи, как Римская, отличалась тем, что люди стремились показать свое высокое положение, свои богатства, свою роскошь. И поэтому еще при предшественнике Иоанна Златоустого, как он сам об этом пишет, архиерею нужно было владеть хорошими манерами, уметь вести беседу в приличном обществе, посещать различные торжественные мероприятия, мыться в общественной бане. Святитель Иоанн Златоуст был чужд всего этого: он жил скромно, сократив расходы на различные приемы и роскошества и питаясь самым необходимым. Он обличал тех, кто жил безнравственно, снимал многих архиереев, ведших недостойную жизнь или уличенных в грехе взяточничества. Занимаясь миссионерскими трудами, он ставил новых епископов, в том числе, поставил епископа на территории нынешнего Крыма. Если бы его учение практического христианства развивалось и после него, то не наступил бы период новых богословских споров. Святитель Иоанн Златоуст упорядочил Богослужение, ввел антифонное пение, составил Литургию. Он, как и прежде, занимает в нашей Восточной Церкви такое же место, какое занимает блаженный Августин в Западной Церкви. Только блаженный Августин, крестившийся в детстве и получивший образование, потом отошел от Церкви и вернулся в нее, пройдя через испытания и трудности. Поэтому он спорил не о том, о чем спорили в Восточной Церкви, а о том, как соединяется естество и благодать, насколько действует в человеке его человеческое и Божественное. Из этого развивалось учение о том, что жизнь во Христе совершенно не имеет никакой связи с естественной человеческой жизнью, то есть человек как бы начинает во Христе жизнь с чистого листа. Впоследствии в католичестве появилось множество протестантских сект, которые, по их учению, уверовав во Христа, заново начинают жить, отвергая груз предшествующей греховной жизни.
Эти три святителя восточные, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, почитались многими при их жизни и еще больше после их смерти. Но почитали их раздельно, не всех совместно. Некоторые люди почитали больше одного, другие — другого, третьи — третьего. И вот они все вместе явились как-то в XI веке одному архиерею и сказали, что они посвятили всю свою жизнь тому, чтобы был мир и спокойствие в Церкви, чтобы истина торжествовала, чтобы все были едины во Христе, и что теперь, после своей смерти они у Бога также и равны, и едины. Поэтому они хотели, чтобы их почитали в один день. Тогда же, в XI веке, было установлено празднество, которое мы сегодня отмечаем. Мы празднуем их в один день, чтим их как великих учителей и святителей Православной Церкви, воздавая каждому из них равную почесть.
Сегодня, молясь этим великим святителям, дорогие братия и сестры, попросим, чтобы по их молитвам Господь просветил нас, наш разум, дал нам способности и возможности приносить свои труды Богу и ближним во славу Святой Православной Церкви.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?