Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 10-ю по Пятидесятнице. 2008 г.

31 декабря 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сразу же после Преображения Спаситель со Своими тремя учениками спустился с горы Фаворской, и здесь Его встретил отец с отроком, который был одержим нечистым духом. Этот нечистый дух его мучил в новолуние, бросал то в огонь, то в воду. Ученики ничего не могли сделать, ничем не могли помочь больному юноше, и отец обратился к Спасителю, чтобы тот помог и исцелил его сына. Господь со скорбью произнес слова: «доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17:17). Спросил у отца, имеет ли он веру в то, что Спаситель на самом деле может помочь его сыну, исцелить от одержимости, от болезни духовной. Тот ответил, «верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24), и отрок был исцелен: нечистый дух вышел из него.
Священное Писание говорит, что человек был сотворен для жизни не в этом скорбном, греховном мире, а в мире ином: благодатном, Божественном, в мире любви, милосердия, сострадания. Этот мир был показан на горе Преображения. Апостолы, встретившись с жителями Небесного Царства, пророками Илией и Моисеем, беседующими со Спасителем, ощутили особую благодать, им захотелось пребывать в этом мире вечно и они сказали Спасителю: «Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17:4). Но наши желания не всегда совпадают с тем, что нам предстоит испытать в этой жизни. Нам нужно пройти через скорбь, через многие испытания, чтобы достичь Царствия Божия. Лишь только апостолы спустились с горы Фавор, как окунулись в мир скорби, греха, болезней, злобы, мир жестокости и борьбы, который не имеет сострадания. И в этом мире, существующем по иным законам, свою верность Богу человеку предстоит еще доказать, показать то, что огонек любви остался и теплится в его душе, и он желает быть вместе с Богом в Царствии Небесном, никогда не расставаться со Спасителем.
Часто новоначальный человек, приходящий в Церковь, понимающий, что раз Церковь — это общество земное и Небесное, живущее по своим законам, по заповедям Божиим, то здесь должен быть какой-то свой благодатный мир любви, взаимопонимания, особых отношений. Если человек приходит к Богу с открытым сердцем, то получает от Него ощущение благодатной любви, внутренней восторженности. Но потом оказывается, что Церковь существует для грешников, она находится здесь, на земле. И скорби никуда не пропадают, и болезни, и грехи, и страсти, и злоба, которая проникает в сердце человека. Многие начинают разочаровываться. И это разочарование, в общем-то, в самом себе. Человек, еще не потрудившись, в своей душе ощутил радость, благодать, и вдруг пропало все. Опять этот мир злобы, скорби, внутреннее неустройство, нежелание жить по заповедям Божиим и трудиться над собой. Чтобы оправдать себя, свое нежелание доказать свою любовь к Богу в этом скорбном, греховном мире, человек начинает искать какие-то несовершенства в Церкви, в окружающих. Естественно, что здесь, на земле, все несовершенны, все идут путем через испытания греховные. Как говорит апостол: «огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного» (1 Пет. 4:12), чтобы в нем доказать свою верность Богу, потрудиться, и Господь за это воздаст несравненно больше.
В древнем Патерике рассказывается об одном старце, который очень себя изнурял, строго постился, практически не отдыхал, много молился, трудился. Братия в монастыре стали жалеть его и говорить ему: «Ну что же ты так себя изнуряешь? Зачем ты так трудишься? Пожалей себя немножко, отдохни». Но старец им ответил: «Если бы Авраам знал, какие дары дает Господь за наши малые труды, то и он бы восскорбел оттого, что мало потрудился ради Бога».
Мир греха, скорби, в котором мы живем — это реальность. Мы не хотим с этим смириться, наша душа сотворена, чтобы жить в ином мире: в мире Ангельском. Но после грехопадения прародителей в раю грех вошел в каждого из нас, в весь мир, во всю природу, во все творение Божие. И если мы в этом мире останемся верными Христу, потрудимся совсем немного для того, чтобы в вечности получить от Бога не сравнимые ни с чем величайшие блага, имея веру, сумеем сначала здесь, на земле, создать внутри себя, в своей душе, небольшой уголок, где всегда будет гореть маленькая свеча или лампада нашей непрекращающейся любви к Богу, то она будет освещать наш жизненный путь, станет путеводительницей в нашей жизни. Эта малая любовь позволит нам побороть не только наши скорби и болезни, но и помочь ближним, тем, кто страдает в этом греховном мире одержимости, страстей, злобы и греха.
Постоянно соприкасаясь, дорогие братья и сестры, с любовью Божественной, постараемся, чтобы наша жизнь всегда проходила перед очами Божиими, и наша небольшая вера, наши сомнения не сумели нас отвратить от Бога, а привели к Нему для того, чтобы и мы, закончив свой жизненный путь в этом скорбном мире, пришли к Богу в вечное Царство блаженства.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.