Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 10-ю по Пятидесятнице. 2008 г.

31 декабря 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сразу же после Преображения Спаситель со Своими тремя учениками спустился с горы Фаворской, и здесь Его встретил отец с отроком, который был одержим нечистым духом. Этот нечистый дух его мучил в новолуние, бросал то в огонь, то в воду. Ученики ничего не могли сделать, ничем не могли помочь больному юноше, и отец обратился к Спасителю, чтобы тот помог и исцелил его сына. Господь со скорбью произнес слова: «доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17:17). Спросил у отца, имеет ли он веру в то, что Спаситель на самом деле может помочь его сыну, исцелить от одержимости, от болезни духовной. Тот ответил, «верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24), и отрок был исцелен: нечистый дух вышел из него.
Священное Писание говорит, что человек был сотворен для жизни не в этом скорбном, греховном мире, а в мире ином: благодатном, Божественном, в мире любви, милосердия, сострадания. Этот мир был показан на горе Преображения. Апостолы, встретившись с жителями Небесного Царства, пророками Илией и Моисеем, беседующими со Спасителем, ощутили особую благодать, им захотелось пребывать в этом мире вечно и они сказали Спасителю: «Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17:4). Но наши желания не всегда совпадают с тем, что нам предстоит испытать в этой жизни. Нам нужно пройти через скорбь, через многие испытания, чтобы достичь Царствия Божия. Лишь только апостолы спустились с горы Фавор, как окунулись в мир скорби, греха, болезней, злобы, мир жестокости и борьбы, который не имеет сострадания. И в этом мире, существующем по иным законам, свою верность Богу человеку предстоит еще доказать, показать то, что огонек любви остался и теплится в его душе, и он желает быть вместе с Богом в Царствии Небесном, никогда не расставаться со Спасителем.
Часто новоначальный человек, приходящий в Церковь, понимающий, что раз Церковь — это общество земное и Небесное, живущее по своим законам, по заповедям Божиим, то здесь должен быть какой-то свой благодатный мир любви, взаимопонимания, особых отношений. Если человек приходит к Богу с открытым сердцем, то получает от Него ощущение благодатной любви, внутренней восторженности. Но потом оказывается, что Церковь существует для грешников, она находится здесь, на земле. И скорби никуда не пропадают, и болезни, и грехи, и страсти, и злоба, которая проникает в сердце человека. Многие начинают разочаровываться. И это разочарование, в общем-то, в самом себе. Человек, еще не потрудившись, в своей душе ощутил радость, благодать, и вдруг пропало все. Опять этот мир злобы, скорби, внутреннее неустройство, нежелание жить по заповедям Божиим и трудиться над собой. Чтобы оправдать себя, свое нежелание доказать свою любовь к Богу в этом скорбном, греховном мире, человек начинает искать какие-то несовершенства в Церкви, в окружающих. Естественно, что здесь, на земле, все несовершенны, все идут путем через испытания греховные. Как говорит апостол: «огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного» (1 Пет. 4:12), чтобы в нем доказать свою верность Богу, потрудиться, и Господь за это воздаст несравненно больше.
В древнем Патерике рассказывается об одном старце, который очень себя изнурял, строго постился, практически не отдыхал, много молился, трудился. Братия в монастыре стали жалеть его и говорить ему: «Ну что же ты так себя изнуряешь? Зачем ты так трудишься? Пожалей себя немножко, отдохни». Но старец им ответил: «Если бы Авраам знал, какие дары дает Господь за наши малые труды, то и он бы восскорбел оттого, что мало потрудился ради Бога».
Мир греха, скорби, в котором мы живем — это реальность. Мы не хотим с этим смириться, наша душа сотворена, чтобы жить в ином мире: в мире Ангельском. Но после грехопадения прародителей в раю грех вошел в каждого из нас, в весь мир, во всю природу, во все творение Божие. И если мы в этом мире останемся верными Христу, потрудимся совсем немного для того, чтобы в вечности получить от Бога не сравнимые ни с чем величайшие блага, имея веру, сумеем сначала здесь, на земле, создать внутри себя, в своей душе, небольшой уголок, где всегда будет гореть маленькая свеча или лампада нашей непрекращающейся любви к Богу, то она будет освещать наш жизненный путь, станет путеводительницей в нашей жизни. Эта малая любовь позволит нам побороть не только наши скорби и болезни, но и помочь ближним, тем, кто страдает в этом греховном мире одержимости, страстей, злобы и греха.
Постоянно соприкасаясь, дорогие братья и сестры, с любовью Божественной, постараемся, чтобы наша жизнь всегда проходила перед очами Божиими, и наша небольшая вера, наши сомнения не сумели нас отвратить от Бога, а привели к Нему для того, чтобы и мы, закончив свой жизненный путь в этом скорбном мире, пришли к Богу в вечное Царство блаженства.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Дорогой Человек! Ты создан Богом для вечности. К Богу все придем, но путь этот лежит через Храм — дом Божий. Наш Храм более трех веков является нитью,
соединяющей души людей с Творцом.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.