Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 12-ю по Пятидесятнице. 2008 г.

31 декабря 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Однажды к Спасителю подошел молодой богатый юноша и задал вопрос о том, как ему спастись. Спаситель ответил, что необходимо соблюдать заповеди Божии. Юноша стал утверждать, что он с детства исполняет заповеди, и тогда Господь ему ответил: «пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21), и юноша отошел с печалью.
Какое же имение, какое богатство у нас, потому что мы все, как и этот юноша, считаем себя хорошими, правильными, исполняющими большинство заповедей? Может, что-то у нас и не получается, тем не менее, мы стремимся к Богу. А богатство бывает разного вида. Это не только материальное богатство, потому что все мы богаты грехами, страстями. Может, богатство наше заключается в том, что мы собираем материальные блага, или в том, что человек много учится, и для него наука самое главное богатство, которому он поклоняется. Может, человек имеет какие-то таланты: хорошо рисует, поет, и для него это огромное богатство.
Посмотрим на тех, кто выступает на сцене. Человек поучаствовал в концерте, стал лауреатом чего-то, он участник каких-то конкурсов, и для него мир вдруг уже оказался маленьким. Так же, как и для спортсменов. Один удачно ударил по мячу, другой по шайбе, кто-то стал олимпийским чемпионом, он первый на планете. Мир уменьшился, все люди стали вдруг, как муравьи, а он приобрел огромные размеры. Он не знает, что в Африке или на Новой Гвинее есть индейцы, которые быстрее его бегают и дальше прыгают, гоняясь за зверями, просто они ничего не знают об этих играх, им невдомек, что они такие заслуженные. А если кто-то стал руководителем, или ему вручили награду, у человека появляется такая гордыня, «богатство», что он раздувается до невероятных размеров. Как и святые видели иногда бесов огромных размеров. На самом деле, как говорит Спаситель, такому человеку тяжело войти в Царствие Божие, которое становится для него ничтожно, мало, да и Господь-то невидим ему. «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19:23-24). Не то, что верблюд сквозь игольные уши, человек не может со своей гордыней войти никуда, никому он не нужен. Чем бы мы ни хвалились: своей внешностью, своими способностями, но все это не наше, все от Бога.
Святые всегда считали, что Господь дает всем все необходимое и во множестве, как сказано в Священном Писании: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6:26). Однако каждый обязан по Его заповедям, по своей совести брать столько от творения Божия, чтобы удовлетворять свои самые необходимые потребности, а если что-то появляется лишнее, то тогда этим делиться со своими ближними. Наша гордыня не позволяет ограничивать себя, следовать за Христом, и для нас заповедь Божия оказывается тяжелой. Как и для этого юноши, которому казалось, что он исполняет заповеди Божии буквально слово в слово, как считаем и мы все. Но жизнь — это не букварь, это не учебник. На деле исполнение заповедей гораздо сложнее, потому что приходится бороться не с буквами, а с самим собой: со своими страстями, со своей неправильной жизнью. Себя ломать — это всегда очень трудно.
В древности в одном мужском монастыре был игумен, который установил порядок, чтобы в обитель ни от кого ничего не брать: ни денег, ни одежды, ни пропитания. Все необходимое монахи монастыря добывали для себя своим трудом. Когда игумену что-то приносили, он говорил: «Заберите это с собой, не будем прогневлять Бога, Которому мы доверились и Он знает нашу нужду. Мы же своими трудами будем себя обеспечивать». За такую добродетельную жизнь Господь, возлюбив этого игумена, посылал ему многие духовные дары. Игумен исцелял людей от болезней, изгонял бесов. Слава о нем разошлась далеко, дошла до царского двора, и царь захотел побеседовать с этим святым человеком, вызвал его к себе, получил большую пользу для души от поучений, а, прощаясь, дал игумену золото. Тот не сумел отказаться, взял золото, пришел в монастырь и вдруг обнаружил, что в обители многого не хватает. Пришлось ему покупать провизию, скот, нанимать рабочих. Много всяких дел появилось у игумена. Постепенно он стал отходить от молитвы, от труда над самим собой, над своей душой. И вот однажды, зная, что от его слова бесы оставляют человека, к нему привели бесноватого. Игумен подошел и сказал бесноватому: «Оставь творение Божие, выйди из него». А бес ему ответил: «Не выйду». Игумен спросил: «Почему?» Враг человеческого рода говорит: «Потому что теперь ты стал близок к нам. Ты служишь тому миру, который мы создали, осуетился. Господь от тебя отступил, и я тебе больше не подчиняюсь».
Мы все, дорогие братья и сестры, в своей земной суете прилепляемся ко многим страстям. Независимо от нашего положения, от нашего довольствия, все мы к чему-то привязываемся, обоготворяем свои страсти, самих себя, поклоняемся им, забывая о том, что есть Господь, и Он Один достоин нашего поклонения, и лишь наше смирение делает нас способными войти в Царствие Божие.
Сегодняшнее Евангельское чтение напоминает нам: если мы хотим войти в Царствие Божие, то нам надо иметь такую любовь к Богу, которая уменьшает нас перед Ним, делает нас послушными Ему, дает нам осознать свое место в этом сотворенном Богом мире, знать, что мы созданы для того, чтобы жить с Богом, Ему служить и стараться не прилепляться ни к чему суетному, к страстям, не раздуваться от гордыни, а понимать, насколько мы в своей жизни зависим от любви Божией, и лишь Его великая и благая десница, Его могущество содержит нас, дает все потребное. Смиряя себя и исполняя заповеди Божии, христианину необходимо идти за Христом, опасаясь того, чтобы наша гордыня не сделала нас больше, чем верблюд, а Царствие Небесное меньше, чем игольные уши.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.