Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в день усекновения главы Иоанна Предтечи. 2008 г.

31 декабря 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь воспоминает усекновение главы честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Событие произошло печальное, но для Церкви это праздник, потому что Иоанн Предтеча из греховного мира перешел в иной мир благодати и блаженства.
С самого своего рождения Иоанн Креститель испытал, как и все мы, на себе действие греха, который властвует в человеческом обществе. Отец его, святой праведный Захария, мученически погиб. Сам Иоанн Предтеча с малых лет жил в пустыне вдали от людских беззаконий, общался с Богом и, так как он не привык к греху, то во взрослом возрасте, выйдя в мир для проповеди покаяния, очень остро ощущал его действие. Всю свою жизнь Иоанн Предтеча боролся с грехом, знал, как это тяжко. Приходил к нему простой народ, воины, всех он наставлял, чтобы не совершали чего-то греховного. Слава о нем распространялась, к нему стали приходить первосвященники, старейшины, руководители иудейские. Но он видел, что за их прекрасными одеждами, чистыми руками скрывается злое сердце, и обличал: «Порождения ехиднины, кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3: 7-8).
Борьба с грехом прошла через всю его жизнь. Иоанн Предтеча был позван в царский дворец к Ироду, который незаконно имел жену своего брата Филиппа, и в царских чертогах Креститель Господень не пошел ни на какие компромиссы, чтобы понравиться власть предержащим, царю, войти к нему в доверие, а потом, как и сейчас считают многие, постепенно, может быть, исправить этого человека. Но святой Пророк сразу же стал обличать Ирода: «Не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк. 6:18). И вместо того, чтобы получить благоволение, награду, из царского двора он был отведен в тюрьму, в подвал, в заточение.
Иоанн Креститель являлся Предтечей Спасителя во всех смыслах, потому что Господь пришел на землю, чтобы сразиться с грехом, с самым страшным врагом, который властвует в мире, и эта борьба не на жизнь, а на смерть. Господь в этой борьбе пострадал, победив грех. Предтеча Господень тоже пострадал в этой борьбе. Также за грех он был усечен мечом и стал мучеником.
Мы отмечаем его память и должны знать, что грех очень страшен для человека. В настоящее время зачастую бытует мнение, что можно попробовать грех, посмотреть, понравится он или не понравится. Но, когда человек совершает грех, то оказывается в его власти и не просто во власти, а узнает страшное лицо этого беззакония и понимает свою трагедию, потому что человеческими силами побороть его невозможно. Нельзя ни познавать грех, ни пробовать, потому что, как можно попробовать то, что над тобой будет господствовать? Это означает не попробовать, а отдаться во власть этого зла и беззакония, погубить свою душу. Грех, который мы совершаем, нас мучает, он для нас является отравителем нашей жизни и, в конце концов, может оказаться и тем палачом, который лишает нас не только жизни временной, но и жизни вечной.
Однажды к преподобному Пимену пришел издалека один монах для исповеди и беседы. Они побеседовали, пришедший открыл свои помыслы авве Пимену. Была зима. Авва Пимен оставил монаха на ночлег в своей келье, а сам пошел переночевать, где придется, и вернулся лишь под утро. Пришедший монах не мог спать всю ночь, потому что было очень холодно, несмотря на то, что он был в одежде. Он сказал авве Пимену: «Я очень сильно продрог, было очень холодно». А тот ответил ему: «А я совсем не озяб и спал прекрасно», — несмотря на то, что он был совершенно голый. «Как же так?» — спросил его пришедший. Авва Пимен ответил: «Пришел лев, лег возле меня и согревал всю ночь. Но, тем не менее, я приму свою смерть, будучи съеден зверями. А потому меня съедят звери, что в молодости со мной произошел такой случай. Как-то раз я пас овец, скотину. Мимо шел один отшельник. Мои собаки набросились на него, растерзали и съели, и я не отогнал их, не заступился за этого странника». И на самом деле через три года авва Пимен был съеден зверями.
Грех, как мы знаем, требует своего отмщения. В Священном Писании сказано, что кровь, которая пролилась через грех, или просто слеза, страдание вопиет к Небу и Богу. «У Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Евр. 10:30). Грех разделяет человека и Бога.
В одном монастыре игумен обладал даром прозорливости. Однажды он служил Божественную Литургию. Все приступали к Чаше, а он видел, как стоит рядом Ангел и записывает приступающих к Причастию. Но некоторых он пропускал, не записывал. После службы игумен позвал всех, кого Ангел не записал, и стал испытывать их совесть. Оказалось, что все они имеют нераскаянные смертные грехи. Игумен стал их просить, чтобы они покаялись, сильно опечаленный тем, что эти братья, несмотря на то, что посвятили свою жизнь Богу, трудятся, постятся, молятся, за то, что не раскаиваются в страшных грехах, даже причащаясь Тела и Крови Христовых, остаются без соединения с Богом, это Причастие не идет на пользу несчастным людям. Вместе с ними он стал сокрушаться и молиться о том, чтобы грех был прощен этим недостойным. И вот однажды игумен увидел, что снова рядом с Чашей стоит Ангел и повелевает ему допустить до Причащения Святых Христовых Таин тех, которые раскаялись, называя их по именам.
Церковь установила воспоминать событие смерти Крестителя Господня, принятой им в страшной борьбе с врагом нашей души, с грехом, которому мы часто приобщаемся, чтобы мы не забывали бороться со своими страстями. Поэтому сегодня день строгого поста, день обуздания наших страстей, день, когда мы должны вспомнить, что самый страшный враг для нас — это грех.
Помолимся, дорогие братья и сестры, Предтече и Крестителю Господню Иоанну, который получил в Царстве Божием многие венцы: и за свою девственность, и за свои страдания как мученик, и за то, что был Предтечей Спасителя и совершал Таинство как святитель, и за терпение, и за свою борьбу с грехом. Постараемся, чтобы наша жизнь не была омрачена властью над нами греха, а явилась радостью победы над ним с помощью Господа нашего Иисуса Христа.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Мы очень часто обращаемся к Богу по поводу своих невзгод, болезней и разных испытаний, которые приходят на нас в нашей жизни, просим Его, если не получаем, может быть, обижаемся, но скорби и болезни очень часто посылаются человеку и для исправления, и для спасения, и для назидания.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.