Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 13-ю по Пятидесятнице. 2008 г.

31 декабря 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь представила нашему вниманию рассказ Спасителя о человеческой неблагодарности. Один хозяин виноградника нанял работников, которые должны были отдавать Ему от плодов виноградника, но они совершенно ничего Ему не воздавали. Господин посылает слуг, но «виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили» (Мф. 21:35-39), думая, что теперь они завладели наследством, виноградником. Но хозяин собирает войско и жестоко наказывает этих неблагодарных людей.
Этот рассказ Спасителя в точности повторяет историю неблагодарного иудейского народа, который побивал пророков, убил Спасителя, и через несколько десятилетий огромное Римское войско уничтожило Иудею как государство. Израиля больше не стало, и многие из иудеев погибли или были проданы в рабство. Ибо во власти Божией дать блага Свои всякому, «приносящему плоды его» (Мф. 21:43).
Этот рассказ Спасителя относится и ко всем нам, к каждому из нас. Господь, Творец, создал мир необычайной красоты, который передал человеку для созидания, совершенствования и благодарения Бога. Человек вместо благодарности обезобразил, исказил этот замечательный, прекрасный мир. Вместо того, чтобы с любовью относиться к нему, человек со злобой и сребролюбием пытается удовлетворить свои страстные желания за счет творения Божия. Это относится к нам не только как к жителям планеты, но и как к членам Церкви. Господь насадил Церковь, виноградник Свой, дал нам многие дары и Таинства, а мы, наслаждаясь ими, не приносим никакой пользы ни себе, ни ближним. Это же относится к каждому из нас как к члену общества, семьи. Нет любви в семье, и страдает эта небольшая община. Если каждый думает не о том, чтобы чем-то пожертвовать ради ближнего, а старается даже небольшую семейную общину использовать только ради своих желаний, страстей, не воздавая ничего другим ее членам, то она распадается. Если дети не почитают своих родителей, сеют зло, то и на них посылается меч, и мы видим, сколь много молодежи гибнет именно потому, что вместо любви творят зло по отношению и к родителям, и к ближним.
Этой притчей Господь показывает, что все держится на любви: и мир, который Он сотворил, поэтому мы должны с любовью относиться к творению Божию, и Церковь, ради которой Он пострадал, пролил Свою Кровь. Мы также с благодарностью и любовью должны принимать Таинства, молиться Богу и благодарить Его. И семья, и общество держится только на любви. Появляется жестокость — обезображивается все творение Божие: и мир, и Церковь, и общество, и семья. Тут же появляется войско, меч, бич Божий, и мы постоянно слышим о различных катаклизмах: ураганах, смерчах, землетрясениях, войнах, которые потрясают нашу Землю. Мы постоянно встречаемся со смертью близких и молодых людей.
В этой притче Господь нам объясняет, за что мы сами себя наказываем: за свою неблагодарность, за отсутствие любви, за то, что мы своим безобразным греховным поведением и себя обезобразили, и делаем свою жизнь и жизнь своих близких невыносимо трудной, несмотря на то, что в мире так много любви Божией. Если мы отвлечемся от наших человеческих отношений, от наших страстей, грехов и посмотрим на мир, созданный Богом, то ничего, кроме любви в нем нет. Злоба, грех — это все порождения человеческие. Мы бываем немилосердны к ближним, за что очень часто страдаем.
Однажды в Константинополе один богатый человек жестоко заболел и должен был умереть. Но он дал обет Богу и сказал: «Господи, дай мне еще пожить, я раздам милостыню ближним». Взял большую сумму денег, раздал нищим. Господь его помиловал, и он исцелел. Но жадность его постоянно одолевала, он мучился оттого, что сделал добро своим ближним. Однажды пришел к своему знакомому и стал рассказывать, как ему мучительно жить, как он страдает оттого, что раздал милостыню бедным. Приятель стал его успокаивать, говоря: «Ну что же ты? Не печалься, ведь ты живой, Господь тебе помог». Но тот никак не хотел успокоиться. И тогда его друг говорит этому несчастному человеку: «Хорошо, я отдам тебе эти деньги, только пойдем в Церковь, и там ты перед иконой Спасителя скажешь, что милостыню сотворил не ты, а я». Они пришли в Церковь. Этот несчастный взял деньги у своего друга и сказал Спасителю, что эту милостыню сотворил не он, а его друг, и пошел из Церкви. Но лишь только он вышел из храма, сразу скончался. Несчастный отказался от обета любви к ближним, ради которого Господь даровал ему жизнь, и, отказавшись, наказал сам себя.
Мы, дорогие братья и сестры, должны знать, что своим злом, грехом, мы сами себя наказываем, лишаясь возможности через людей отвечать Богу любовью. В Царьграде жил один человек, который постоянно раздавал милостыню нищим. За ним постоянно кто-то ходил из нуждающихся. Однажды его спросили: «Почему ты столько раздаешь милостыни?» И он ответил: «Когда мне было десять лет, я пришел в храм, там священник рассказывал проповедь и говорил, что если вы даете милостыню, то даете Христу, Он Сам ее принимает. Я стал думать: «Как же так? Что же он так обманывает народ? Господь вознесся на Небо, сидит одесную Отца, как же Он может принять милостыню?» Возвращаясь из храма домой, смотрю — сидит нищий, а над ним Сам Господь. К нищему кто-то подошел, дал подаяние, и я увидел, как милость принял Сам Спаситель. И с тех пор я постоянно подаю милостыню».
Но, с другой стороны, дорогие братья и сестры, нам нужно знать, что милостыня как любовь, необходима нам, но мы должны подавать ее от своих трудов. Есть такой рассказ, жили два брата. Один ушел в монахи, а другой женился, стал проводить мирскую жизнь. Монах все, что мог сделать, продавал и все деньги отдавал своему мирскому брату. Но у того в доме становилось все хуже и хуже, он жил все беднее. Как-то раз монах пришел к старцу и стал его спрашивать: «Я помогаю своему брату, а он живет все хуже и хуже». Старец ему посоветовал: «Больше ты ему никогда ничего не давай. Пускай твой брат что-нибудь принесет, а ты отдашь это нуждающимся, старцам, и они за него помолятся». Пришел как-то этот мирской брат к своему брату-монаху и принес ему овощи. Он эти овощи отдал старцам, чтобы те помолились. Через какое-то время приносит мирской брат овощи и три хлеба. Монах опять все отдал старцам и попросил, чтобы они помолились за его брата. А потом тот приходит и приносит много овощей, рыбы. И опять монах все раздал и попросил помолиться. Затем стал спрашивать у своего брата: «Как ты живешь, ты что, стал богаче?» Тот ответил: «Да, с тех пор, как за меня стали молиться твои отшельники, и я сам стал от плодов своих рук творить милость, проявлять любовь к ближним, в доме у меня все по благословению Божию приумножилось».
Мы должны понимать, дорогие братья и сестры, что наша любовь заключается в труде ради нашего ближнего. Если нам Господь даровал здоровье и силы, крепость, какие-то способности, то использовать их надо во благо не только себе, но и своему ближнему. Бывали даже такие случаи, что иногда и ложь оказывалась во спасение, если она была произносима ради любви к ближнему.
У одного старца-отшельника было две кельи. В одну он поселил другого немощного отшельника. И у этого же старца был ученик, послушник. Но как-то старец осерчал на того, кому предоставил свою келью, и послал своего послушника, чтобы тот его выгнал. Послушник пошел, пришел к тому, кого должен был выгнать, и говорит ему: «Тебе очень большой поклон от моего старца, он спрашивает о твоем здоровье. Не нуждаешься ли ты в чем?» Тот ответил, что не нуждается, у него все хорошо, и передал от себя благодарность старцу. Послушник вернулся. Потом опять его старец посылает, чтобы он выгнал отшельника. Послушник опять поступает, как и в первый раз. Через какое-то время сам старец решил пойти выгнать отшельника. Но впереди себя послал своего послушника, чтобы его предупредить, и тот собирался и уходил. А послушник пришел к отшельнику и сказал: «К тебе идет мой старец. Он хочет узнать, как ты живешь, и тебе помочь». Тот собрался, сам вышел навстречу, упал в ноги старцу, стал его благодарить за все, и вдруг злой старец изменился и с радостью обнял отшельника, примирился с ним, осознав свою неправоту, и оставил его жить в своей келье. Иногда, дорогие братья и сестры, ради мира, ради любви к своим ближним мы можем использовать и ложь для того, чтобы сеять добро и любовь. Этот послушник, собственно говоря, поступил точно так, как учил его старец, как учит Господь, как учит нас Святая Православная Церковь.
Сегодня, дорогие братья и сестры, прослушав Евангельский рассказ Спасителя, о том, что человеческая неблагодарность сама же наказывает нас и вершит над нами суд, постараемся в своей жизни не забывать, что все, созданное Господом, существует по Его любви и для того, чтобы мы ответной любовью и трудами в Его славу старались и в своем сердце, и в обществе, и в семье приносить те плоды, которые мы обязаны отдавать Богу, потому что от Него получаем многие и великие блага.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

Web-сайт: www.mitropolia.md

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ