Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на Сретение Господне. 2008 г.

10 июля 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь отмечает Сретение Господне. После исполнения дней очищения, по истечении сорока дней, Божия Матерь по обычаю иудейскому принесла своего первенца в Иерусалимский Храм. Эта традиция велась со времен построения Храма: тогда все старшие сыновья, первенцы, должны были трудиться на этом строительстве, что-то сделать для постройки Храма в Иерусалиме. Когда Храм был построен, благоукрашен, эта необходимость отпала, а традиция осталась: родители стали приносить жертвы за первенцев. Богатые приносили большую жертву, бедные — малую: двух горлиц, голубей, которых впоследствии отпускали на свободу.
Божия Матерь принесла за своего Первенца двух горлиц. Она внесла Бога в Храм Божий в виде Младенца, и здесь Его встретили праведный Симеон Богоприимец и праведная Анна. Так произошло великое историческое событие не только в жизни иудейского народа, Римской империи, а в жизни всего человечества. Тысячи лет люди ждали Спасителя, освободителя от плена греховного. Ждали все народы, о чем свидетельствует поклонение волхвов. И вот Он пришел в Иерусалимский Храм, а встречают Его лишь два престарелых человека.
В нашей жизни тоже часто бывает так, что Господь встречается с нами не тогда, когда нам весело, радостно, когда мы на подъеме, когда у нас что-то ладится на работе или когда нас обуревают страсти, а тогда, когда мы одиноки. В этом одиночестве мы опускаемся на колени, молимся Богу в тишине своего сердца, ума, души и вдруг чувствуем какую-то невыразимую радость. Это и есть встреча с Богом, потому что Господь — это Любовь, как сказано в Священном Писании, а Любовь всегда ищет встречи с предметом своей любви, с нами. И эта встреча может произойти неожиданно. Сам Господь сказал: если кто-то накормит голодного, то Меня накормил, если напоит жаждущего, то Меня напоил. Если оденет кто-то нагого, значит, одел Самого Спасителя, если посетит заключенного в темнице, значит, посетил Самого Господа: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40). Иоанн Златоуст пишет, что когда человек делает какое-либо добро, то рядом всегда присутствует Господь и принимает жертву. Человек, делающий добро, встречается с Богом и получает в душе своей радость от Божией благодати. Мы все ощущаем это в своей жизни, и особенно часто Господь встречается с нами здесь, в храме. Всякое служение, работа в храме — это служение именно Богу. Ту радость, которую получает трудящийся в храме, не получает в своей душе никто другой. В храме мы встречаемся с Богом и в молитве, и приступая к Таинствам, и лобызая Крест и иконы. Когда священномученика Игнатия Богоносца император Траян спросил: «Что такое Богоносец?», — святой ответил, что это носящий в своем сердце Бога. Когда его замучили, мучители решили посмотреть, а что же в сердце Игнатия Богоносца, помышляя, что, может быть, он их обманул. Они достали сердце священномученика, разрезали его и увидели написанное золотыми буквами имя «Иисус Христос». Господь подает любящим Его, трудящимся ради Него великие и богатые дары. И кончина таких людей бывает особой, благодатной, умиротворенной, радостной. Преподобный Сысой на смертном одре, который окружали монахи, вдруг сказал: «Вот идет преподобный Антоний (а тот к этому времени уже скончался), вот идут пророки, вот Господь», — и сразу предал свою душу Богу. И не только в те далекие времена так блаженно встречались святые с Богом, но и в наши дни истинно трудящиеся Богу встречаются с Ним с радостью, переходят в жизнь вечную в успокоении и благодатной восторженности.
Святой праведный Симеон Богоприимец жил очень долго, более трехсот лет, потому что он, переводя книгу пророка Исаии и дойдя до фразы «се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14), решил вместо слова «Дева» написать «молодая женщина». Ангел его остановил и сказал, что он будет жить до тех пор, пока не увидит исполнившимся это пророчество. Святой праведный Симеон за долгие годы жизни понял, насколько велики слова Божии, насколько непреложен Закон Божий, насколько точно нужно соблюдать заповеди Божии.
В наше время мы часто не уделяем должного внимания тому, чтобы исполнять церковные установления, соблюдать в точности посты, стремиться к чистоте нашей молитвы, мало читаем Священное Писание, так что нам уже кажется, что ничего такого предосудительного человек не сделал, если просто исправил одно слово. Мы уже пытаемся исправить весь Закон Божий, все правила церковные подогнать под себя, под свои желания, стремления, не понимая, сколь велико может быть наказание за такое наше своеволие и нерадение.
Один священник, живший в XIX веке во Франции, в Ницце, рассказывал произошедший с ним случай. Однажды к нему в приход приехал молодой человек, который окончил университет. Уже в то время высшее образование давало человеку много гордости, но очень часто отнимало веру, что и произошло с этим молодым человеком. Так как он был молод и очень привлекателен, то вел разгульную жизнь, конечно же, не верил в Бога, насмехался над Церковью, над верой и людьми. И вот однажды он пропал. Спустя некоторое время после его исчезновения к священнику пришел местный врач и сказал, что у него в больнице находится на излечении один пациент, к которому надо пойти. Они пошли в больницу, где содержались психически больные, зашли на территорию, и священник тут же услышал чьи-то крики. Он спросил: «Это не тот ваш больной?». Врач ему ответил, что это именно он кричит. Когда они приближались к палате, священник уже мог разобрать слова этого больного. Он кричал: «Вон отсюда! Не подходи ко мне! Надел крест и думаешь, что ты такой великий! Я сам Христос, я — апостол, я — пророк, я — святой!». Священник понял, что это болезнь душевная. Он вошел в палату, увидел этого совсем еще недавно красивого человека и ужаснулся: отросшие волосы и борода были всклокочены, вид его был такой, каким рисуют Денницу, низвергаемого Архангелом Михаилом в бездну. Когда священник подошел к больному, тот попытался подняться, чтобы броситься на вошедшего, но не смог, так как был привязан к кровати. Он только кричал: «Вон отсюда! Зачем пришел со своим Крестом?». Потом отвернулся, вроде бы с кем-то поговорил о чем-то, повернулся и сказал священнику: «А ты тогда-то сделал то-то». И сказал правду, потому что на самом деле этот священник когда-то согрешил. Потом отвернулся и опять с кем-то вроде пошептался, опять повернулся со словами: «А ты тогда-то сделал то-то и там-то». Священник побледнел, стал отказываться, пытаясь утверждать, что это неправда, и вышел из палаты. Врач обратился к нему с вопросом: «Ну, как больной?». А священник думал уже о другом, ответив только, что больной совсем плох. С трудом доехал он до своего дома, упал на колени перед иконой Спасителя и подумал: «Вот, какой-то несчастный, какой-то бес мне напоминает о грехах, о которых я уже забыл, которые меня совершенно не тревожат, и мне так стыдно, так невыносимо тяжело. Как же будет, когда я предстану на Суде Божием перед Всемогущим Творцом и Он мне напомнит мои грехи?». И горько заплакал.
Нам, дорогие братия и сестры, тоже нужно помнить о том, что когда-то придется каждому встретиться с Праведным Судией, что эта встреча неизбежна, что к ней нужно готовиться, стараясь исправиться, исполняя Его заповеди, вслушиваясь в Его Слова. Нужно с любовью служить Ему, делать ближним добро, чтобы и нам услышать из Его уст не слова осуждения, а слова «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Дорогой Человек! Ты создан Богом для вечности. К Богу все придем, но путь этот лежит через Храм — дом Божий. Наш Храм более трех веков является нитью,
соединяющей души людей с Творцом.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.