Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы. 2008 г.

31 декабря 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Отмечая Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, мы вспоминаем Ее родителей. На Земле и в Иудее не нашлось больших праведников, чем Иоаким и Анна. Святой праведный Иоаким, отец Божией Матери, происходил из рода Давидова, царского рода. Мать Ее, святая праведная Анна, была из первосвященнического рода. В отличие от нашего времени, когда считают, если детей нет, то, какое это счастье, как хорошо, в те времена считалось, что неимение детей — это отсутствие благословения Божия. Это означало, что чем-то люди прогневали Творца, у них есть какие-то тайные грехи, и таких людей не уважали.
Иоаким и Анна достигли уже старческого возраста. Жили они в достатке в Назарете, но, когда однажды праведный Иоаким пошел в Иерусалимский храм принести жертву, она не была принята по причине отсутствия у него детей. Опечаленный он удалился в пустыню, сорок дней постился, молился, и там ему явился Ангел Божий и предсказал рождение ребенка. Святая праведная Анна в это же время также молилась, чтобы Господь снял с них поношение и даровал им дитя. Ей явился Ангел и сказал, что она родит Дочь, величие Которой превзойдет всех рожденных детей: Она послужит Богу для искупления рода человеческого и наречется именем Мария. Праведная Анна пошла в Иерусалим. Здесь в Иерусалимском храме праведные Иоаким и Анна встретились, с радостью поведали друг другу о благовестии от Ангела, и не прошло и года, как у них родилась Дочь Мария, Которую они еще до рождения решили посвятить Тому, Кто даровал им это Дитя.
Святые праведные Иоаким и Анна ощутили в полной мере свою человеческую немощь, свое бессилие, и, когда не на кого было надеяться кроме Бога, в них проявилась сила и величие Божие, и появился ребенок, Который был зачат в чистоте. Как сказано о Божией Матери: «ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога» (Ин. 1:13) Она была зачата по молитвам родителей и по благодати Божией.
Пример рождения Божией Матери учит всех нас, как нужно относиться к семье и к своим детям, к их рождению. На Руси всегда существовал благочестивый обычай по примеру святых праведных Иоакима и Анны. Они встретились в храме, помолились, после этого пошли домой, и появилась Дочь, а перед этим они постились сорок дней, так и раньше христиане, православные супруги, постились и молились, готовились к Исповеди и Причастию, очищали свое сердце, душу, а затем, опять помолившись, старались зачать ребенка. И появлялось дитя не столько от страстей человеческих, сколько от милости и благодати Божией.
Мы знаем, что Господь, когда сотворил мир, сказал: «да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так» (Быт. 1:11). «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт. 1:24).
Этот закон непреложен, и мы видим, что от одной травки не появляется другая, от одного цветка не появится другой, никакое животное не может родить какое-то другое животное, а только подобное себе. Также происходит в и человеческом роде. Но человек — это не просто тело, но и дух. Этот дух носит в себе гораздо больше информации, чем телесная внешность. В душе у человека скапливаются или его недостатки, грехи, страсти, или его добродетели, чистота, благодать Божия, и всегда в человеке они совмещаются. Сочетается зло и добро в разной мере у каждого: у кого-то больше одного, а меньше другого, у кого-то наоборот. У праведных больше добра, меньше зла. У грешников больше зла, чем добра. Причем, в разное время человек может изменяться. Но наше духовное состояние по нашему подобию передается и нашим детям, потому что это закон Божий. Он установлен Богом, и мы не сможем его изменить.
Из Библии мы знаем, что, когда Адам с Евой были изгнаны из Рая, согрешили перед Богом и не покаялись, находились во зле, у них родился Каин. Их злоба воплотилась. Их внутреннее состояние отразилось на их чаде, на сыне. Стали они плакать, сокрушаться, каяться — родился Авель, плод покаяния, как сказано в Священном Писании, совсем другой человек, от одних и тех же родителей. Потому что, когда они пребывали в одном духовном состоянии: в грехе, во злобе — появился грех, злоба. Стали украшать себя добродетелями, плакать, сокрушаться — появился плод добродетелей. И Спаситель говорит: «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду» (Иак. 3:11-12).
Мы, дорогие братья и сестры, должны знать, что несем ответственность за свое потомство. Ребенок — это отражение нас и не просто нас, а нашего состояния, как внешнего, так и внутреннего, в момент появления нашего дитя. Особенно отражается на теле и душе ребенка грех родителей, если они зачали его в дни, запрещенные Церковью для деторождения, в посты или Великие праздники. И потом, мы знаем, дитя будет или радостью на всю жизнь, или скорбью и печалью. Но это наша радость и печаль. Как человек радуется, когда его чадо здорово и в благополучии, преуспевает, ведет себя хорошо, слушается, и, как скорбят родители, когда оно болезненно, непослушно, пребывает в грехе и несет страдания себе и особенно своим родителям. Но это все от родителей зависит.
Отмечая сегодня праздник Рождества Божией Матери, дорогие братья и сестры, мы должны понять, что Она — это не только Плод молитв, поста и труда над собой святых праведных Иоакима и Анны, но и их предшественников, многих Прародителей, которые боролись со своими грехами, с самими собой, чтобы в конце этой человеческой родительской линии появился такой великий Дар Божий. Постараемся и мы готовить себя внутренне постом и молитвой,а также через Таинства Церковные к рождению наших детей, чтобы они приносили нам не печаль, а радость от плодов борьбы с нашими грехами.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.