Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на Воздвижение Животворящего Креста Господня. 2008 г.

31 декабря 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое поем и славим!» Церковь сегодня прославляет Крест Господень. Почему же так случилось, что любовь Божественная была распята именно на Кресте?
Человек был создан Богом для послушания своему Творцу, и в этом послушании люди должны были познавать любовь Божественную, наслаждаться всем творением Божиим, созданным ради человека. Но получилось так, что, вместо того, чтобы служить Богу и слушаться Его, люди стали богоборцами, совершили грех, преступление, отказались от послушания Ему. Это богоборчество стало проявляться во всех сферах человеческой жизни. Вместо Бога, чтобы Его заменить, люди стали создавать различных кумиров, сделались идолопоклонниками, начали обоготворять природу, которая была создана для служения людям. Везде стали пытаться заменить Бога чем-то. Появилась философия. Эта философия опять восхвалялась, как какое-то совершенство, особое достижение человека, перед ней многие преклонялись. Стали поклоняться себе подобным, обожать людей. Захотели сами быть богами, полубогами, хотя бы как-то приблизиться к Олимпу, придуманному людьми. Стали обоготворять тело человеческое, преходящую красоту. Человек воздвиг культ силы, культ ума, культ достатка, потянулся к материальным благам, к страстям. Все стало для человека культом, предметом поклонения вместо Бога. Жизнь так невероятно изменилась, что даже Богом дарованная иудейскому народу религия, заключавшаяся в послушании Ему, в исполнении заповедей Божиих, образцом чего был Авраам, превратилась в религию превосходства, которая жаждала и жаждет мирового господства, в религию властвования над другими людьми, и в результате иудеями был отвергнут Спаситель.
В умах человеческих Бог вместо Любви превратился в жестокого, мстительного. Пришлось прийти на землю Спасителю, Который всей Своей жизнью, начиная с Рождения в скотских яслях, беспрекословного послушания Своим родителям и Крещения, исполнял волю Небесного Отца.
Когда мы читаем Евангелие, то видим совершенно другое отношение ко всему, что существовало и существует в мире. Спаситель с благоговением и почтением говорит о природе, которая создана для людей, восхищается цветами: «Посмотрите на полевые лилии» (Мф. 6:28). Говорит о птицах, об их красоте, о том, что о каждой из них заботится Творец: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф. 6:26). Любовь Божия объемлет все и вся, Спаситель всюду видит красоту и величие Божие. У Него совершенно нет никакого желания превосходства над другими людьми, в каждом Он видит образ Божий, для Него все одинаковые дети, что иудей, что самарянин, что язычник. Всех Он любит, исцеляет, с любовью проповедует. Его учение не высокомерно, как человеческая философия. Простыми словами Он доносит до сердец и умов людей высокие Богооткровенные истины, любовь Божественную. Вся Его жизнь — это жизнь по другим законам, по законам Неба. И можно только удивляться тому, как вообще грешный человеческий мир, пребывающий во грехе, все обоготворяющий и живущий в ненависти и злобе, три с половиной года терпел проповедь Спасителя.
Каждый шаг Христа, каждое Его слово — все было не так, к чему стремились люди здесь, на земле. Никакой страсти, никакого потворства Своим прихотям, никакой нежности к Своей плоти, никакой тяги к материальному: Он не имел, где главы преклонить, питался только тем, что каждый день ниспосылалось. Сам Господь в Евангелии говорит: «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30). Богоугодная с самого Его рождения жизнь Спасителя завершилась кровавой смертью, распятием на Кресте.
Человечество показало, что его идеалы иные, совершенно оторванные от Неба. На земле создается огромная индустрия, все служит тому, чтобы потворствовать страстям, человеческим прихотям. Строятся фабрики только для того, чтобы выпускать косметику или еще что-то для создания культа человеческого тела. Возводится множество заводов опять для того, чтобы здесь, на земле, почувствовать себя совершенно оторванными от Бога и без Него построить на земле «рай». Люди решили совершенно отойти от Бога и Его распяли.
Конечно, Крест так бы и оставался простым орудием казни, как и все другие орудия палачей. Но Господь воскрес, и Воскресение, которое неразрывно связано с распятием Христовым, показало величие и могущество Божественной любви. Оно продемонстрировало: если человек живет по заповедям Божиим, умирая для этой внешней жизни, то он не просто умирает, а Божественной любовью воскресает в иную, светлую, радостную жизнь, где торжествуют совершенно другие законы, где есть Господь. Крест является мерилом близости к Богу, мерилом совершенства человеческой души, его чистоты.
Одному святому было показано первое Небо, на котором был один Крест, второе, на котором было два, третье, на котором сияли три Креста. Это было как бы символом: если человек берет на себя все больше и больше жизненных тягот, все больше отрекается от мира и все более послушлив Богу, то он все ближе и ближе к Нему. Крест — это мерило нас, нашей чистоты, нашей близости к Богу. Он является тем орудием, через которое необходимо пройти каждому христианину для возрождения в жизнь иную. Познав Божественную любовь, мы должны понять, что в каждом из нас таится многоголовая гидра, которая вылезает в наших страстях, в нашем идолопоклонничестве. Сегодня мы поклоняемся одной страсти, завтра какой-то вещи, а в другое время появляется иное идолопоклонничество: восхищаемся собой, своим умом, своими мнимыми достижениями. «Ибо кто почитает себя чем — нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал. 6:3).
В нас обретается множество внутренних страстей, которые удаляют нас от Бога. На самом деле, мы не имеем личных достоинств, и апостол Павел утверждает: «не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14).
О нашей внутренней борьбе с грехом Господь сказал: «не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34), и этим мечом является Крест, который отделяет греховное от Божественного, чистое от скверного, земное и страстное от духовного и Небесного.
Сила Креста стала проявляться сразу после Воскресения Спасителя. Святые апостолы силой крестного знамения исцеляли болящих. В житии апостола Иоанна Богослова рассказывается, как однажды он исцелил больного силой крестного знамения. Святители Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий — все пишут о силе крестного знамения. Святые мученики, осенявшие себя крестом, оставались нетронуты зверями и гадами. Сила крестного знамения превосходит всю злобу, которая существует на земле, ею угашаются различные страсти, и этому тоже множество примеров в жизни святых, подвижников.
Сегодня, дорогие братья и сестры, Церковь нам показывает величие крестного знамения и то, что мы без Бога, без послушания Ему, без несения своего креста оказываемся совершенно опустошенными, слабыми, немощными, потому что сила Божия совершается тогда, когда мы немощны, когда мы сами себя распинаем. В Священном Писании Господь говорит: «сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9). В добровольном распятии происходит наше соединение с великой Божественной помощью.
Мы знаем, что Крест был обретен в IV веке после того, как святой равноапостольный Константин Великий силой крестного знамения победил многих своих врагов. Ему был показан Крест на Небе, он сделал знамение в виде Креста. Кресты были начертаны на всех доспехах, оружии его воинов, и он победил всех своих врагов. Его мать, святая равноапостольная Елена, стала искать Животворящий Крест Господень, приехала на место, где когда-то был Иерусалим, который был к тому времени разрушен. Распятие Спасителя и двух разбойников на Голгофе было последней из казней, которая совершилась на этом месте. После этого прекратились казни на Голгофе. Туда стали выбрасывать мусор, символизируя тем самым, что и в будущем над верой христианской будут насмехаться и клеветать на нее. На этой огромной куче мусора один из Римских императоров создал языческое капище в честь Венеры, богини разврата и страстей. Когда пришла святая равноапостольная Елена, ей было указано место, где должен был находиться Животворящий Крест Господень. Она разрушила капище, были убраны огромные кучи мусора и обретены три креста. Через чудо воскрешения умершего, совершившегося после возложения на него Креста, на котором был распят Христос, Крест Господень был явлен всему народу и воздвигнут для поклонения.
Мы, дорогие братья и сестры, называемся христианами, потому что всю свою жизнь, начиная от рождения и кончая погребением, считаем Крест самым сильным оружием, которое дано нам Богом: оружием любви к нам, которое крепче всяких козней, страстей, грехов человеческих, которое сохраняет нас, подает нам силу и крепость. Прославляя сегодня Крест Господень, постараемся по-христиански нести свой жизненный крест и через отречение от греховных земных соблазнов и послушание Богу обретать в себе волю и любовь Божию, приближаясь к тому Царству Небесному, в котором господствует Закон Божий и послушание нашему Создателю.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.