Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в день памяти прп. Сергия Радонежского. 2008 г.

31 декабря 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Церковь Христова основана была для того, чтобы преображать человека: из грешного, одержимого страстями превращать в милосердного, чистого, светлого, подобного Ангелам. Мы видим, как многие из тех, кто приходили в Церковь, в храм Божий, изменялись, с помощью Божией очищали свою душу, сердце, чувства, помогали другим, творили чудеса. Можно сказать, через них Господь творил чудеса. И одним из таких людей, которого Церковь необыкновенно преобразила, является преподобный и богоносный отец Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец.
Скромный юноша, может быть, в жизни не так уж преуспевший, но решивший себя посвятить Богу, ушел в лес, который находился в его владениях. Вместе с ним пошел его брат с сыном, племянником Варфоломея, как тогда звали преподобного Сергия. Но жизнь в лесу оказалась очень тяжелой. Брат звал Варфоломея уйти в монастырь куда-нибудь в Москву, и со своим сыном они ушли в московский монастырь, не выдержав тех подвигов, которые были необходимы, чтобы жить в одиночестве, посвятить себя Богу. Преподобный Сергий остался один, к нему стали собираться ученики, и здесь, в лесу, вдали от всех, не изучая никакие науки, он познал в совершенстве духовную жизнь и не просто ее познал, а стал воплощать ее на практике. Постоянно в своем уме как образец для подражания он имел преподобного Антония Великого, преподобного Савву Освященного, преподобного Пахомия Великого и многих других подвижников первых веков. Они всегда были у него на памяти, и это укрепляло в многотрудных подвигах и нелегком житии. Исполняя заповеди Божии, преподобный Сергий познал на опыте, что самое главное — это помощь ближним, любовь к Богу, к ближним, к Отечеству. Помогая многим нуждающимся, исцеляя, изгоняя бесов, он видел, как страдает Русь, наше государство, под владычеством татаро-монголов и знал, что причина этих страданий не в набегах кочевников, а в той вражде, которая была на Руси, потому что, где вражда и междоусобица, там нет Бога. Преподобный Сергий на опыте познал, насколько благодатно мирное состояние духа, состояние любви и покоя, и стал примирять враждующих, усмирять князей, враждовавших между собой. Он понял, что возрождение Руси состоит в том, чтобы объединиться, перестать воевать друг с другом, и в этом единстве и любви состоит та великая сила, которая непобедима здесь, на земле.
Можно даже сказать, что Русь в своей истории по своему значению была до преподобного Сергия одной, а после него — другой. До него — это были мелкие враждовавшие между собой княжества, озлобленность и вражда многочисленных князей, а после него Русь объединилась.
Со всех концов большой страны все шли к нему, спрашивая поучения, и он всех наставлял, как жить в мире и согласии. До сих пор со всех концов нашей необъятной страны люди приходят к нему, обращаются за помощью, за назиданием, и он всем дает вразумление и наставление. Сам получивший самое малое образование, своим личным духовным опытом он наставляет и грамотных, и неграмотных, и великих, и малых. Вместе со своими учениками преподобный Сергий основал около ста монастырей. Его молитвой, его наставлением, его крепостью совершилась великая победа над татарами в Куликовской битве. После его блаженной кончины все, что совершалось на Руси, не было без его участия. Царь Иоанн завоевал Казанское княжество с его помощью. Просвещение татар тоже проходило с помощью преподобного Сергия. Освобождение от поляков опять происходило с непосредственным участием преподобного Сергия, который сам трижды являлся Минину и вразумлял на то, чтобы идти на защиту Отечества. И впоследствии каждое великое событие происходило при его участии, он помогал нашему государству, нашей стране и до сих пор помогает. Мы называем себя его чадами, потому что также должны любить Бога, ближних, свое Отечество, как он, стараться творить дела мира и согласия, а не вражды и злобы, помня то, что каждый наш грех, каждое наше плохое слово или дело вредит не только нам, но и Церкви и Отечеству.
Сегодня, вспоминая память преподобного и богоносного отца нашего Сергия, дорогие братья и сестры, постараемся осознать, что мы пришли в Церковь так же, как он, для того, чтобы на земле оставить о себе благую, добрую память, и, восприняв в себя благодать Божию, преобразуя себя с помощью благодати Божией, постараться тот мир, который мы приобретем в своей душе, в своем сердце нести нашим ближним и нашему Отечеству.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.