Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 19-ю по Пятидесятнце. 2008 г.

31 декабря 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Самое сложное, что человек может совершить в своей жизни, это перешагнуть через себя. Грех самолюбия, противоположность любви к Богу и ближнему — самый страшный грех, с которым очень тяжело бороться.
Сегодня Господь в Священном Писании простыми словами говорит нам, как бороться с этим грехом в жизни: «любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк. 6:27,28). «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад» (Лк. 6:30). «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» Лк (6:36). Милосердие, любовь выше закона, выше всего, что есть на земле, и образцом исполнения любви является Сам Господь. Он, Творец и Создатель, за свое провинившееся творение, за его греховные долги сошел на землю, оплатил эти долги, пострадал, пролил Свою Кровь. Даже, когда Его распинали на Кресте, Он не просил отмщения, Он проявлял любовь и говорил: «Не ведают, что творят» (Лк. 23:34) и молился за распинателей.
Нам очень трудно и тяжело перешагнуть через себя, через свою гордыню, свою самость. Мы постоянно вспоминаем, что нам кто сказал, чем обидел: «Вот этого я не позову, с этим не поздороваюсь, потому что они когда-то что-то мне сделали». Так мы постоянно ходим с какими-то внутренними весами, оценивая всех своей гордыней и самолюбием. А Господь говорит, что прощение должно быть постоянным, безусловным и оно должно быть любящим. Именно с любви начинается наша христианская жизнь. Апостол Иоанн Богослов пишет: «не любящий брата пребывает в смерти» (Ин. 3:14), потому что, если у человека нет любви, то в нем нет Бога, ибо Бог есть Любовь. Если человек не живет Богом — Любовью, а только самим собой, своей гордыней, то он мертвый для жизни вечной и не христианин. Он просто существует, живет в свое удовольствие, ищет услаждения своей гордыне, своему самолюбию, но совершенно не имеет радости, душа его скорбит, плачет и умирает. А прощение и любовь — это начало нашей жизни во Христе. Мы сами можем почувствовать: сделали какое-то хорошее, доброе дело своему ближнему, и вдруг внутри нас что-то оживает. В наше сердце, в душу входит любящий Господь и оживляет нас, делает нас живыми, христианами, теми, кто носит в себе Христа.
Когда мучили первомученика Стефана, он молился о своих мучителях, и блаженный Августин восклицает: «Если бы не молитвы Стефана, у нас не было бы апостола Павла!» Доброта, любовь первомученика заложила первые семена веры в сердце Савла, который стерег одежды убивавших Стефана.
На самом деле наша любовь творит чудеса, а наша злоба, во-первых, убивает нас самих. Нужно быть мертвым внутри себя, чтобы сделать зло своему ближнему, который есть образ Божий. Когда мы изменяемся и вместо злобы начинаем творить дела любви, тогда наше сердце и душа приближается к Богу.
Князь Василий Ярославович Боровский не любил преподобного Пафнутия Боровского. По своей злобе он несколько раз посылал своих слуг, чтобы они сожгли монастырь преподобного Пафнутия. Но все попытки были неудачны, и он послал одного своего слугу, недавно крещенного, который был очень злобен на преподобного Пафнутия. Тот пришел к монастырю и ослеп. Ходил, ходил вокруг монастыря, его встретили монахи, привели к преподобному Пафнутию. Тот его узнал, обнял, спросил, что же с ним такое случилось, с любовью принял его. Несчастный раскаялся во всем, рассказал преподобному Пафнутию о злом умысле, и лишь только он упал в ноги, раскаялся, как сразу прозрел. Вскоре татары стали опустошать землю русскую, и вместе с другими князьями Василий Боровский пошел на войну. Войска русских были разбиты, и князь Василий взят в плен. Там, в плену, он понял свой грех, стал молиться, просить Бога, обещал простить обиду на преподобного Пафнутия и, если освободится из плена, что было совершенно невероятно, то будет ему помогать в созидании обители. Каким-то чудом он был освобожден из плена, даже не наказан татарами, сразу пришел к преподобному Пафнутию, попросил прощения и до конца жизни помогал монастырю.
Мы сами в своей жизни можем замечать, как наше доброе слово воскрешает не только нас, наше сердце, но и наших ближних. В житии Кирилла Белоезерского есть такой рассказ. В монастырь пришел к нему один человек, звали его Федот. Жил он несколько лет в монастыре, но почему-то не любил преподобного Кирилла. У Федота появилась такая злоба, что он даже не мог слышать голоса преподобного Кирилла. Как братия ни уговаривали исправиться Федота, злоба его только увеличивалась, и он решил уйти из монастыря. Но перед этим пришел к духовнику, исповедовался, рассказал, в чем причина его ухода. Духовник ему посоветовал перед уходом подойти к настоятелю, игумену Кириллу. Федот послушался, пришел. Если бы только игумен сделал ему какое-либо замечание, упрек, укор, то, конечно, этот злой человек со своей злобой ушел бы из монастыря. Но преподобный Кирилл сказал ему: «Все обманываются, считая меня хорошим, и лишь только ты один понял, какой я на самом деле плохой». Сердце Федота было тронуто любовью настоятеля, он упал в ноги преподобному Кириллу, попросил прощения, остался в монастыре и пребывал в нем до конца своих дней.
Любовь очень часто побеждает зло, и вообще зло нельзя ничем победить, кроме как любовью. Сегодня Церковь нам напоминает, в чем заключается наш христианский крест, вообще наше имя христианина: в том, чтобы мы перешагивали через себя, через свое самолюбие, забывали о себе и творили дела любви к Богу и своему ближнему.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.