Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 22-ю по Пятидесятнице. 2008 г.

31 декабря 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Наша земная жизнь задает очень много вопросов, на которые порой мы не можем ответить. Многого в жизни мы не понимаем, приходится что-то принимать на веру, и, может быть, когда-то, спустя время, через опыт мы будем осознавать многие истины для нас сейчас недоступные, необъяснимые. Еще больше нам непонятна жизнь вечная. Почти ничего о ней не знаем, все от нас скрыто, лишь только веруем и надеемся.
Сегодня Церковь нам предложила рассказ Спасителя о богаче и Лазаре. Один богач пиршествовал блистательно, ел, пил, веселился. «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно». Лк.(16:19). Другой — больной, нищий Лазарь, питался крохами, которые ему доставались. «Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача» Лк.(16:20-21). И вот наступил момент, когда они перешли из жизни временной в жизнь вечную. Душа Лазаря была взята Ангелами на лоно Авраамово, а душа богача попала в ад. «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его» Лк.(16:22). Этот несчастный стал просить Авраама, чтобы Лазарь утешил его, хотя бы подал каплю освежающей влаги, «И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» Лк.(16:23-24). Но получил ответ, что между адом и раем огромная пропасть, которую невозможно перейти. «Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» Лк.(16:25-26). Тогда богач попросил, чтобы Авраам послал Лазаря для вразумления оставшихся его живых пятерых братьев, чтобы они изменили свою жизнь и не попали в место мучений. «Прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» Лк. (16:27-28). Однако получил ответ, что у них есть Моисей и пророки, которых нужно слушать, а если их не слушают, то не поверят и воскресшему из мертвых. «Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» Лк.(16:29). «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» Лк.(16:31).
Такая банальная история. Совсем как-то все упрощено: все богатые плохие, а все нищие хорошие. Значит, чтобы попасть в ад, нужно разбогатеть, а, чтобы попасть в рай, нужно обнищать. Все как-то слишком просто. А как же тогда Авраам, который был богатейшим из людей, а попал в рай? Вроде бы, простая притча, простой рассказ Спасителя, но, на самом деле, притча потому и называется притчей, что под видом каких-то жизненных обстоятельств, событий, простых героев сокрыто гораздо более глубокое содержание. Если мы внимательно прочитаем ее, то увидим, что перед нами рисуется не богатство и бедность материальные, а показывается богатство, красота, а также бедность, скудость и болезни человеческой души.
Богач не столько богат внешне, сколько переполнена страстями его душа. Он живет ими, они его съедают. Он не замечает нужд ближних, не видит тех, которым необходима его помощь, старается взять как можно больше от жизни. Неизвестно, как он приобрел это богатство. В молодости, может, он бегал в чужие сады, что-то воровал. Когда учился, обманывал, а как вырос побольше, стал вести распутную жизнь. Он преуспел в своих грехах, и страсти определяли его жизнь. В Евангелии не называется его имя, потому что у страстей нет никакого имени. Страсти — это ничто, это смерть, и не обязательно человеку страстному иметь много богатства. Немощи греховные порой людей обуревают и в нищете.
Есть рассказ, один человек пошел в монастырь и оставил при себе только одну золотую монету, которую хранил в своей келье, прятал ее под подушку, спал на ней. Еще не оканчивалась служба, как он бежал к себе в келью, смотрел на эту монету, радовался, для него это было сокровище. Это была его страсть и привязанность.
А в одном греческом монастыре к игуменье пришла ее племянница, совсем еще юная, красивая, осталась в обители. Все удивлялись ее благородству, смирению, послушанию. Она исполняла все монастырские послушания очень добросовестно, но недолго прожила, вскоре умерла. Игуменья стала молиться, чтобы Господь показал ей, где находится ее племянница. Наложила на себя пост и однажды во время ночной молитвы увидела, что как будто пол ее кельи расступился и перед ней течет огненная река, а в ней мучится ее племянница. Игуменья воскликнула: «Как же ты туда попала? За что? Ты же совсем юной девицей пришла в монастырь, трудилась добросовестно?!» И та ей ответила: «Это я такая была внешне, а на самом деле мне нравился один молодой человек, к которому я очень прилепилась. Я никогда не исповедовала этот грех, а мысленно с ним постоянно услаждалась и за это теперь справедливо наказана». Не успела она это сказать, как огненная лава ее поглотила.
Нам, дорогие братья и сестры, нужно знать, что здесь, в этой жизни, наша задача — очистить свою душу от всех неправедных богатств, которые туда вселились. Человек так к ним привыкает, что не может без какого-то самого малого увеселения и дня прожить. Как мы привыкаем к обману, непослушанию, гордости, праздности! Не можем даже дня прожить без телевизора! Поэтому сейчас разбирается вопрос об эвтаназии. Человек, живущий в мире греха и привыкший к удовольствиям, вдруг не может себя ничем увеселить, усладить какую-то свою страсть и ему от этого даже не хочется жить. Смысл жизни он понимает в том, чтобы сгорать в страстях, удовольствиях, как евангельский богач. Не обязательно в богатстве материальном, а в богатстве страстей. Если человек не может свои страсти реализовать, то ему кажется, что его жизнь вообще бессмысленна. Он не может жить для Бога, для ближних, за кого-то пострадать, понести жизненные тяготы, чтобы получить венец в Царстве Небесном.
Лазарь — это тот праведник, который независимо от внешних обстоятельств старается нести скорби, встречающиеся в его жизни, с благодарностью к Богу, стараясь помочь ближним, не быть никому в тягость и оставаться незамеченным. Своим смирением, послушанием, любовью, терпением, молчанием он умалял себя перед Богом и ближними. Он никого не осуждал и не считал, что в его болезнях и скорбях кто-то виноват, потому что зависть и осуждение — это страшные вещи. Мы знаем, как по зависти Каин убил Авеля, Иосифа продали в рабство братья. Зависть совершает революции, убивает, сжигает людей, отнимает все и себя насладить не может. Каждый человек должен понимать, что он просто приставлен Богом к дарам, которые не его, а Божии, и ими нужно справедливо, разумно распоряжаться на пользу себе и ближним. Авраам был богатейшим из людей своего времени, но он был страннолюбив, нищелюбив, это мы знаем из Священного Писания. Для него не было никаких ценностей на земле. Для Бога он готов был принести в жертву самое дорогое — своего единственного сына. Он искоренял из себя всякие пороки и был не только внешне богат, но и внутренне, богат добродетелями.
Сегодняшнее Евангелие нам говорит, чтобы мы не богатели страстями, а украшались добродетелями, как нищий Лазарь независимо от нашего земного состояния. Приводится евангельский пример, как больной, весь в струпьях, ничего не имеющий человек может украшать себя добродетелями. Для того, чтобы себя украсить добродетелями, не может быть никаких препятствий. Независимо от внешних обстоятельств, человек также может и погибнуть в бездне страстей.
К одному подвижнику явился бес в виде обнаженной женщины. Подвижник поднес к горящей свече палец, его обожгло, он отдернул руку и воскликнул: «Если я минуту не могу потерпеть огня одним пальцем, как же я буду терпеть вечные муки геенские?!» И тотчас бес исчез.
Между греховными страстями и добродетелями пропасть, разделяющая их, создается уже здесь, на земле. Лазарь был бесконечно далек от богача в жизни временной, а после смерти эта пропасть только увеличивается.
Нам, дорогие братья и сестры, нужно помнить, что свою душу необходимо украшать добродетелями, ибо здесь, на земле, мы являемся просто прислужниками Божиих даров, которые Он нам поручает во временное пользование, и поэтому должны мудро ими распоряжаться для спасения своей души и во благо ближних.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Мы очень часто обращаемся к Богу по поводу своих невзгод, болезней и разных испытаний, которые приходят на нас в нашей жизни, просим Его, если не получаем, может быть, обижаемся, но скорби и болезни очень часто посылаются человеку и для исправления, и для спасения, и для назидания.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.