Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 23-ю по Пятидесятнице. 2008 г.

31 декабря 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Евангелие сегодня предоставило нашему вниманию рассказ о гадаринском бесноватом. Когда Спаситель со Своими учениками пришел в землю Гадары, Его встретил человек, который не одевался в одежду, жил в пещерах, в гробах, наводил ужас своим видом на людей, его часто сковывали цепями, но он их разрывал и убегал. «Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах» Лк.(8:27). «Его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни» Лк.(8:29). Этот человек подошел к Спасителю, и не он, а те, кто им владел, сказали: «что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня» Лк. (8:28) и просили, чтобы, если Он выгонит нечистых духов, которых было множество в этом человеке, целый легион, то позволил им войти в стадо свиней, которое паслось невдалеке. «И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им» Лк. (8:31-32). И лишь только Спаситель исцелил одержимого, как бесы, вселившиеся в свиней, погубили все стадо в Галилейском море. «Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло» Лк.(8:33).
Этот совсем еще недавно больной человек, живший как дикарь, как зверь, вдруг изменился внутренне и внешне. Ему дали одежду, и он стал одеваться. Его разум стал воспринимать окружающую действительность адекватно. «Придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме» Лк.(8:35). Исцеленный стал просить Спасителя, чтобы Он позволил ему быть Его учеником. Но Господь повелел ему остаться в этой стране для того, чтобы своей жизнью, своими словами свидетельствовать о божественных истинах. «Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус» Лк.(8:38-39). А жители этой страны попросили Спасителя, чтобы Он удалился от них. «И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился» Лк.(8:37).
Слушая Евангельское повествование, появляется много вопросов. Как же так, почему же в мире столько мучений, столько болезней, скорбей? Почему этот мир такой несовершенный? Зачем эти страдания? Мы знаем, что Господь все создал добро зело «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» Быт.(1:32), и в мире не было ни скорби, ни болезней, ни смерти, ничего плохого, что мы сейчас наблюдаем. Господь не является творцом ни смерти, ни скорбей. Своим непослушанием, своей борьбой с Богом мы, люди, сами удаляемся от источника жизни, радости и счастья — от Бога. Мы оказываемся от Него бесконечно далеки: там, где властвует не Господь, а силы Ему противоположные, силы зла и разрушения. Мы сами ощущаем на себе, насколько тяжело оказаться в руках этих сил, сколь они жестоки. Эта жестокость передается людям. Она проникает в человеческую душу. Доходит до того, что родители бывают бесчувственны к своим детям, дети ожесточаются на родителей, в обществе процветают многие пороки. Человек хочет разорвать узы добра, узы, связывающие его с Богом. Разрывает узы семьи, чести, милосердия, смирения, послушания. Все рвет, все ему тяжело. Не хочет поститься. С озлобленностью порой воспринимает пост в среду и пятницу. Он ищет счастья. Это счастье заключается в том, что он всегда, ночью и днем, кричит и бьется о камни. Может быть, не так, как этот гадаринский бесноватый, своим телом, а бьется о камни своей душой, своим сердцем, плачет и скорбит. Постоянно из его души доносится вопль отчаяния, ропота и недовольства. В первую очередь, мы должны быть недовольны самими собой, потому что это мы сами несем заслуженное нами, становимся подобны тому, кому служим. Бес является разрушителем и убийцей, как сказано в Священном Писании, «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины» Ин.(8:44). Он не только разрушает, убивает человека, но и лишает души людей Царствия Божия. Даже природа и бессловесные животные страдают от него. В пороке и грехе причина зла. Диавол был когда-то сотворен всесовершенным духом. Он гораздо сильнее нас, гораздо хитрее. Своими силами, своими способностями мы никак не можем его победить. Лишь только с помощью Божией, обращаясь к Богу, мы сможем выйти из этого царства зла и греха и прийти к Богу.
Мы сами виноваты в том, что забыли, что мы являемся гражданами Неба и наше Отечество там, на Небе, а не на земле, христианские заповеди устанавливаются не здесь партиями и правительствами, а Богом, и существуют они вечно.
Один подвижник переходил из одного места в другое, по дороге он устал, остановился в поле, на котором росли кем-то посаженные огурцы. Он сел и решил немного подкрепить себя, достал пищи, и вдруг у него появилась мысль сорвать один огурец и съесть, ведь их же было очень много. Сейчас для нас это кажется совсем маленьким, может быть, даже и не грехом, а просто какой-то слабостью, недоразумением. Но отшельник понял величину греха и заставил себя пять дней стоять неподвижно на одном месте на солнцепеке до тех пор, пока у него силы совершенно не кончились, и он чуть не потерял сознание. Потому что его устрашило то, что в его мыслях появилось желание нарушить заповедь Божию «Не укради», и он от этого пришел в ужас.
Если и нам, каждому из нас, будет с ужасом представляться нарушение заповеди Божией, то я думаю, что мы будем далеки от одержимости, от беснования и близки к Богу.
Один старец, преподобный, утешая пришедшего к нему брата, который ему жаловался на то, что страсти одолевают его, стал рассказывать о себе. Он говорил: «Мне сейчас семьдесят лет, более сорока из них я живу один в пустыне, но как мне было раньше тяжело! Особенно первые десять лет одолевали такие сильные страсти, что борьба с ними, особенно с блудными мыслями, была невыносимо тяжела. Пробыв десять лет в пустыне, однажды я выбежал из своей кельи и побежал, куда глаза глядят. Долго бежал, увидел пещеру, подумал, что там находятся звери, у меня появилась мысль зайти туда, чтобы они меня растерзали. Зашел, стал их раздражать, а они стали ласкаться, лизать руки, ноги, а потом совсем ушли из пещеры. Я вернулся в свою келью, стал дальше продолжать свой подвиг, но опять было очень тяжело. Однажды мне явился бес в образе молодой знакомой девушки, с которой я был знаком в молодости, она мне нравилась, но я с ней не грешил, просто она мне нравилась. Эта девушка стала ко мне прижиматься, я ударил ее по лицу. Бес исчез, но в течение двух лет я не мог поднести эту руку, которой ударил беса, близко к лицу, потому что от нее исходил нестерпимый запах. Однажды шел я как-то по пустыне, увидел ядовитую змею, аспида, и решил, что пускай меня аспид укусит, и кончатся мои мучения, страдания и борьба с самим собой. Взял я этого аспида, положил себе на грудь, но не успел аспид укусить меня, как сдох. Я понял, как Господь меня охраняет и услышал голос Божий: «Я всегда с тобой, а то, что ты претерпел многие искушения, это для того, чтобы ты не возгордился, потому что гордость Я не терплю более всего».
Нам для смирения, чтобы мы осознали свои немощи, грехи и не возгордились, посылаются и скорби, и болезни. Но одержимость может быть не только индивидуальная, как у гадаринского бесноватого, но и общественная, народная. Как у жителей Гадары, которые просили Спасителя удалиться от них. Причем общество очень быстро воспринимает все негативное. Вспомним иудейский народ, который видел бесчисленное множество чудес Христовых, восхищался ими, восхвалял Спасителя, восклицал: «Осанна!», а через несколько дней, обманутый ложью своих руководителей, кричал: «Распни!» и бросал в воздух камни.Одержимость может присутствовать в самом человеческом обществе, которое не воспринимает заповеди Божии, Христа, Истину, отвергает Ее, борется с Ней. В обществе может создаваться атмосфера страстей, пороков, отрицания Бога, ненависти. Могут проводиться какие-то мероприятия, парады, шествия порочных людей, создаваться многие увеселительные заведения, прославляющие пороки. Тогда все общество заражается этой порочностью и гонит Бога от себя, становится одержимым, бесноватым. Мы знаем, как совсем недавно из нашего общества было вычеркнуто слово «Бог», однако и сейчас мы живем в порочном обществе, которое нагнетает и прославляет страсти, пороки, отвергает Бога всеми возможными средствами.
Нам, дорогие братья и сестры, нужно понимать, что порок, страсть — это смерть нашей души, это удаление от Бога. И как ни привлекательно порой его показывают, как ни стараются рекламировать, все равно это страдание, это скорбь и кончается смертью вечной для нашей человеческой души. Мы сами, каждый, можем себя оценить, насколько мы одержимы силами зла, греха, спросить самих себя, хочется ли нам молиться, поститься, ходить в храм, делать добро, нести тяжести семейных уз, воспитывать добросовестно детей, показывать им образец своей жизнью? Не тяжело ли это для нас? Хотим ли мы сами, стремимся ли к этому? Желаем ли украсить себя добродетелями, или наоборот постоянно в нас появляется желание совершить какой-то порок, предаться страсти, оказаться в руках зла и сатаны? Если в нас больше лености, грехов, гордыни, ненависти и злобы, то мы еще далеки от Христа. Наша жизнь — это жизнь порочного, греховного и одержимого человека. Чтобы выйти из этого, нам необходимо с помощью церковных Таинств, исповеди, молитвы стараться себя приучать к исполнению заповедей Божиих, осознавать свои пороки и, наполняя свою душу добродетелями, оказаться одетыми, в здравом уме и у ног Христа.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.