Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 26-ю по Пятидесятнице. 2008 г.

31 декабря 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Слушая притчу Спасителя о богаче, которому Господь даровал большой урожай, а тот пытался спрятать богатство, данное от Бога, вспоминаются нам и наши подобные дела. Как часто и мы похожи на этого богатого, который пытался украсть у Бога, у ближних!
Сын никогда не ворует у отца, ибо знает, что все отцово — это его, а раб всегда пытается украсть у господина или у другого раба, потому что он раб и не может себя, свою гордыню ничем насытить. Вспоминается нам Вавилонская башня, пирамиды, многочисленные дворцы и замки, другие прелести и величественные сооружения — все, чем хотел насытить себя здесь, на земле, ушедший от Бога человек, прославить себя, показать свое величие, пытаясь Божие превратить в свое. Евангельский богач, конечно же, не мог сам вырастить урожай. Он не мог управлять ни солнцем, ни дождем, ни землей, ни ветром. Он ждал милости Божией, получил ее и решил украсть. Так поступает и каждый из нас, забывая о том, что все, чем мы здесь, на земле, пользуемся, не наше, а данное нам от Бога только для того, чтобы мы мудро и справедливо распоряжались им во благо ближним, не стараясь спрятать или украсть.
Любой человек, который пытается присвоить Божественное, похож на безумного богача. Может быть, кто-то присваивает себе очень много, кто-то меньше. Один присваивает себе яхты, дворцы, самолеты, а кто-то просто не желает помочь, оказать милосердие ближнему, воздать благодарение Богу, забывая о том, что нужно потрудиться, помолиться, ибо мы живем не для того, чтобы побольше в себя забрать. Ведь в таком случае вполне возможно, что в конце жизни наша душа и тело в тоске разорвутся от этого неправедного богатства. А жизнь дана для того, чтобы в Бога богатеть, наполняться добродетелями, оказывать милость ближним. Апостол Павел наставляет: «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10).
Господь в Евангелии не первый раз поучает человека, что не надо здесь, на земле, оставлять свою душу, свое сердце, пытаться что-то спрятать, присвоить, украсть, обмануть. Спаситель и раньше учил народ: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Но мы почему-то безумны, забываем обо всем, стараемся в себя запихнуть столько, сколько не можем вместить, и сами себя наказываем, теряя Небесные блага. Христианин должен знать, что нужно богатеть только для Царствия Божия, собирать в свою душу добродетели и исполнять заповеди Божии.
Как-то однажды богатые греки приехали в египетский город и решили раздать милостыню. Им указали на одного калеку. Они подошли к нему, предложили милостыню, а он сказал: «Нет, я тружусь и от своих трудов ем свой хлеб», — и отказался от милостыни. Затем им указали на одну вдову с семейством, которая жила очень бедно. Когда греки пришли, ее не оказалось дома, а старшая дочь не взяла милостыню и ответила: «Мама мне сказала, что она работает и может прокормить семью». Когда пришла сама бедная вдова, и греки предложили ей милостыню, она им сказала: «Вы хотите отнять у меня моего Покровителя. Мне помогает Господь, и у меня все есть».
Так жили христиане, так они и должны жить: не за счет кого-то, не стараясь обмануть, обокрасть, а довольствуясь плодами своих трудов.
Однажды к пустыннику, который всю жизнь болел проказой, пришел один человек, принес ему денег и сказал: «Вот ты уже старый стал, больной. Помоги себе, купи лекарства, питайся получше». Но подвижник отказался от денег и ответил: «Мой Врач и Целитель — Господь. Не отбирай Его у меня. Вот уже 60 лет Он меня питает, кормит, дает все потребное». Именно столько времени этот несчастный болел проказой.
Сегодня нам Господь напоминает о том, что впереди нас ждет, как и этого богатого безумца, праведный Суд, на котором будут оценены все наши поступки, желания, труды — вся наша жизнь. Богатели ли мы добродетелями или наоборот пытались жить как рабы, как воры и обманщики, присваивая себе то, что принадлежит Богу и ближнему?! Святые отцы говорят, что каждый ответит и за неправильно использованную веревку. Постараемся, дорогие братья и сестры, не оказаться осужденными вместе с Евангельским безумным богачом, а свои силы, свой труд прилагать для украшения души добродетелями, стараться жить по справедливости и правде и помогать ближним.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.