Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю о блудном сыне. 2008 г.

10 июля 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, накануне Великого поста, мы вновь слышали в храме слова Евангельской притчи о блудном сыне. Эта притча — о человеческом легкомыслии, о недальновидности, желании свободы: младший сын захотел получить от отца свою часть имения, чтобы пойти в страну далече. У каждого из нас есть эта большая часть имения. Господь даровал нам разум, сознание, волю, чувства, множество иных способностей. Наш ум хочет свободы. Нам кажется, что мы способны сами все воспринять, оценить мир, что мы сумеем найти свое место в нем, может быть, даже завоевать его, подчинить себе. А иго Христово нам кажется тяжелым, Закон Божий — трудным, мы мыслим, что можем сами все познать по законам своего ума, своего разума, своих способностей. Познать и грех, потому что живет в нас желание все попробовать и испытать. С такими мыслями мы идем в этот мир, созданный Богом, забывая о том, что без руки Божией мы не можем сделать ничего. Его рука заключается в заповедях, которые, подобно вехам, указывают нам путь, чтобы мы не ушли в страну далече, а направлялись к Богу, на Небеса, оставляя беззакония. Но мы идем своим путем, трудным, тяжелым, греховным путем. А ведь послушание Богу — это возможность избежать этих трудностей, этой тяжести, возможность прожить жизнь гораздо легче, свободней. Для нас, однако, свобода означает нечто иное: свободу в беззаконии, в грехах. Как для этого младшего сына, так и для нас наступает глад великий. Кроме пищи для свиней, греховной пищи, нам нечем насытить нашу душу, жаждущую любви Божией. И многие, уходя, не возвращаются в Отчий дом, погибают в этом бушующем, страстном мире.
Евангелие предлагает нам иной исход. Когда младший сын пребывал в этой голодной, греховной стране, питался пищей для свиней, пищей греха, он жил верой, что у него есть Отец, любящий его, он поверил в эту любовь. Когда этот сын возвращается, то вера в любовь Отчую, Божественную, проявляется в удивительно трогательной и теплой встрече Отца. Отец бросается ему на шею. Старший сын не понимает этой любви Отчей, Божественной любви, и начинает роптать. Так и мы часто ропщем, видя благодеяния Божии, оказываемые недостойным, как мы считаем, людям, греховным. Но эта любовь Божественная всегда и с нами, когда мы оступимся. И для нас всегда отверсты двери покаяния, исправления.
К одному пустыннику пришел воин и спросил о покаянии: «Всех ли прощает Господь, всех ли кающихся грешников принимает?». Отшельник задал вопрос воину: «Если ты порвешь свой плащ, то ты его выкинешь?». Воин ответил: «Нет, я его зашью и буду носить». «Вот видишь, — сказал отшельник, — ты даже плащ свой щадишь, а неужели Господь не пощадит Свое создание, Свое любимое творение?». Воин ушел утешенный.
Сегодняшний Евангельский рассказ укрепляет нас в вере и надежде на любовь Божию к нам, дорогие братия и сестры. И мы, случись нам оступиться в своей жизни и уйти, подобно блудному сыну, в страну далече, будем жить только верой в любовь Отчую, верой и надеждой на Его милость и всепрощение. Сегодня, накануне Великого поста, Церковь напоминает нам, что мы боремся с Богом своей гордыней, своей самостью, непослушанием. Один, как фарисей, говорит, что он не такой, как прочие люди; другой, как блудный сын, считает, что он всего достиг и может сам все познать. Нам же необходимо смириться пред Богом, поверить в Его к нам милосердие и любовь, чтобы под водительством заповедей, Его любящей руки войти на брачный пир в Царствие Божие.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

НАСТОЯТЕЛЬ
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир

ПОМОЩНИК НАСТОЯТЕЛЯ
Иеромонах Ефрем (Русу)

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
How can I help you?