Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю мясопустную, о Страшном Суде. 2008 г.

10 июля 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сей видимый мир, сотворенный Богом, имел свое начало, будет иметь и свой конец. Ежегодно Церковь напоминает нам, что не только настанет час, когда мы избавимся от своего бренного тела, но придет также время, когда весь видимый мир изменится, и явится Судия, Господь, судить живых и мертвых. В Священном Писании говорится о том, что тайна пришествия Антихриста совершится не вдруг, не сразу, а будет проходить подготовка, причем довольно долгий период времени. Нужно будет здесь, на земле, ввести беспорядок во всех народах, устранить законную власть. Ибо законная, установленная от Бога царская власть старается навести порядок, чтобы оставить своему потомству благое, доброе наследство. С этой законной властью будет вестись борьба, чтобы ее уничтожить и поставить временщиков, которым не нужен порядок. Они будут только видимо «заботиться» о благе народа, только на словах, а на деле все станет хуже и беспорядочнее. Священное Писание говорит, что перед пришествием Антихриста много будет всяких беззаконий. Люди будут не столько жить и наслаждаться жизнью, сколько страшиться этой жизни, всеобщего смятения, безначалия. Антихрист появится от женщины-блудницы из колена Данова. Кто его отец, Священное Писание и святые отцы умалчивают. Имени его тоже никто не называет, только говорится, что его символом будут цифры «666». Скорее всего, этот человек, ненавидящий Христа и Его последователей, окажется полностью подчиненным диаволу. Цифры «6» как раз и означают, что он не будет что-либо делать сам по себе, а будет полностью находиться во власти диавола, исполнять все его указания, станет самым послушным орудием в его руках. И, кроме того, он будет необыкновенным лжецом, совершенно безнравственным человеком, необычайно развратным, властолюбивым и сребролюбивым. Сначала он будет показывать себя милостивым, добрым, многие ему поверят. Он сумеет объединить власть в своих руках с помощью своего хозяина — диавола. В народах наступит смятение. Многие оставят христианскую веру. Святые отцы говорят, что даже многие священнослужители и иерархи церковные станут отступниками от веры. И в это время придут двое праведников, святые пророки Илия и Енох, взятые живыми на Небо. Они обратятся с проповедью о скором пришествии Христа, о ложности, лживости человека-Антихриста. Слуги Антихриста их убьют, но эти праведники через три дня воскреснут, и явится Господь для Суда, а земля и все, что на ней, сгорит.
Огонь — это символ очищения. На земле будет совершено такое множество беззаконий, что ее нужно будет очистить от этой скверны, греха, разврата, страстей, и огонь будет очищающим. Он будет очищать грешников от грехов и начнется внутри человека — будет сжигать его страсти, но страсти окажутся такими сильными, и человек так к ним привяжется, что борьба очищающего огня и страстей будет вечной. Это и есть геенский огонь. Со смертью тела не умирают страсти и грехи человеческие. Они остаются вместе с душой: к чему человек привык, то с ним и остается.
Последователи Антихриста будут иметь печать, как сказано в Священном Писании, на лбу и на правой руке. То ли это на самом деле будет печать, то ли это просто символ того, что запечатленные люди полностью и мыслят и все делают в угоду Антихристу. То есть, их воля, их разум, сознание и дела будут полностью во власти этого человека. А видимая печать — это только подтверждение, что это совершенные рабы Антихриста.
Когда придет Господь, люди воскреснут. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что все воскреснут в 33-летнем возрасте. Не будет ни молодых, ни старых, а все в одном возрасте. Одних добродетель украсит, других грех обезобразит до неузнаваемости. Некоторые святые считали и толковали, что сродники могут не быть вместе: одни окажутся по правую сторону, другие по левую. Это разделение произойдет естественно по внутреннему состоянию людей. Возникает вопрос: как же так, ведь одни любят и жалеют других. Некоторые святые толкуют: как нельзя любить грех, так и грешников любить станет невозможно — настолько грех обезобразит человека. Из Жития святых мы знаем, что бесы, носители страстей, являются часто в образе безобразных животных. Так и люди будут обезображены грехом; и хотелось бы их полюбить, но они уже станут совершенно неузнаваемы и отвратительны в этом искаженном грехом и страстями образе.
Церковь нам напоминает сегодня, что Страшный Суд коснется всех людей, они будут разделены. Каждый получит по своим делам, по заслугам, по тому, к чему он больше пристрастился в земной жизни. Накануне Великого поста, времени покаяния, когда человек может здесь, на земле, измениться, перейти из состояния греховного в состояние близости к Богу, в состояние добродетели, любви и целомудрия, Церковь еще раз напоминает о том, что и нам нужно не забывать, что для каждого этот Суд будет Страшным. Все наши дела обнажатся, будут видны все безобразия. Книги, как сказано в Священном Писании, раскроются совестные, т.е. внутреннее состояние человека будет открыто, никто ничего не сможет утаить, кого-то обмануть, ввести в заблуждение. Поэтому Церковь, как чадолюбивая Мать, ежегодно нас предупреждает, что нам необходимо себя подготовить к этому времени и сподобиться услышать от Христа не слова «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» (Мф. 25:41), а слова «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.