Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю Сыропустную. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. 2008 г.

10 июля 2008

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Церковь нас вводит в прекрасную страну — страну покаяния. На самом деле у нас после грехопадения и потери красоты безгрешия и невинности души осталась только красота покаяния. Как прекрасен Закхей кающийся по сравнению с Закхеем — начальником мытарей! Как замечателен и радостен мытарь по сравнению с гордым, зазнаистым, что-то исполняющим, но не кающимся фарисеем! Как прекрасен вернувшийся блудный сын по сравнению с тем, который находился в стране далече и питался рожками для свиней! Церковь нам показала красоту покаяния перед постом, разницу между грешником и кающимся, ищущим Бога человеком.
Сегодня Церковь воспоминает Адама, которому все уподобились в грехопадении. Но Адам является еще и одним из самых чистосердечных раскаявшихся грешников. Каждый день он плакал, сокрушался о своем грехопадении. Церковь нам напоминает о том, чтобы мы искали покаяния и его Небесную красоту. Вчера мы воспоминали Иоанна Предтечу, Крестителя Господня. Человек вырос с самого рождения в пустыне, никто его не обучал, ничему он не учился, питался чем придется в голодной пустыне. Но каким прекрасным и необыкновенно богатым душой предстал он перед людьми. А проповедовал он что? — Покаяние. У него нашлись слова поучения и для ученых, фарисеев, книжников, и для простых воинов, и для бедных. Он показал пример служения Богу. Церковь его называет другом Спасителя, другом Жениха, потому что он указал путь к этой дружбе. Этот путь — сокрушение и плач о своих грехопадениях, исправление себя.
Церковь нам напоминает и о том, что наше покаяние должно быть перед Богом, а не перед людьми. Господь любит то, что тайно, любит сердечное намерение человека. Покаялся перед Богом, и никто не должен знать об этом. А перед людьми нужно быть радующимся, веселым, потому что кроме Бога никто не изменит нас, и наше покаяние не принесет нам плодов ни перед кем, только перед Богом. Именно Господь наполнит наше сердце этой неземной красотой кающейся души, плачущей перед Богом.
В прошлое воскресение Церковь нам напоминала о том, что Господь на Страшном Суде с нас не спросит ни за гомилетику, ни за догматику, ни за историю, ни за какие-то ученые степени, а только за наши дела, простые, обыденные дела: напоил ли, накормил ли кого, одел ли, посетил ли в темнице? Оказывается, нужно не много знать, а много исполнять. Может быть, мы не такие богатые умом, но должны быть богаты добрыми делами. Об этом говорит и прп. Серафим Саровский, — только по-другому: «В Бога богатейте и будете как купцы. Собирайте все доброе в свою сокровищницу, в свою душу, потому что иного ничего человеку не нужно. И все это — в тайне своего сердца». Прп. Силуан Афонский говорит, что горе тому человеку, у кого имя выше его дел. Своими делами человек или прославляется, или унижается. Наши дела — это наше сокрушение, это наше покаяние, это преодоление себя, и в этом преодолении — необычайная красота человека, его возвышенность, его полнота или величие, именно в преодолении себя. А начинается оно с малого: с поста, с молитвы, с просьбы о прощении перед своим супругом или супругой, перед детьми, родителями. Это тоже человеческая красота. Как прекрасен супруг, признающий свои ошибки, не гордый, зазнаистый, а знающий себе меру, исправляющийся, просящий прощения. Как замечательна жена — не та, которая постоянно «пилит», чем-то недовольна, а слушающаяся, признающая ум своего супруга, смиряющаяся перед ним. Как хороши дети — послушные и просящие прощения у своих родителей. Вот к этой красоте Церковь нас и призывает. И она нам нужна. Если мы научимся с малого, с исправления в своей семье, то перед Богом нам легче будет каяться.
Сегодня, вступая в это замечательное время, время исправления, приобретения духовного внутреннего богатства, становления другом Божиим, рабом Его, постараемся, чтобы для нас оно прошло не бесполезно, а с пользой для нашей души. Ибо красота христианства и заключается не в изучении каких-то высоких истин, а именно в практической, повседневной стороне. Попросим, чтобы Господь, видящий наше сердце, наше внутреннее состояние, помог нам исправиться, вернуться в Его лоно. И чтобы время поста послужило началом украшения нашей души делами христианского милосердия, труда и молитвы.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.