Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в праздник Обрезания Господня и памяти свт. Василия Великого. 2009 г.

01 июня 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь чтит Обрезание Господне и память святителя Василия Великого. По ветхозаветному закону все младенцы мужского пола должны были на восьмой день пройти обряд обрезания. Им присваивались имена, и Спаситель был наречен именем «Иисус», что в переводе на русский язык означает «Спасающий». «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк. 2:21).
Этот праздник показывает нам, дорогие братья и сестры, что установленное Господом спасительно для нас и обязательно нужно его исполнять. Спаситель пришел для того, чтобы заключить Новый Завет, внести новые заповеди, спасти человечество. Но для того, чтобы достигнуть нового, нужно было исполнить старое, и поэтому Он с самого Своего рождения повиновался всем законам, которые были записаны в Ветхом завете.
Совсем недавно мы отмечали Рождество Христово. Сегодняшний праздник напоминает каждому из нас, что мы появились на свет и живем для того, чтобы рождение Господа произошло не только в яслях бессловесных животных, но и в нашем сердце, чтобы Он пребывал в нашей душе, господствовал над нашими страстями, и Его заповеди были спасительны для нас.
Сегодня Церковь отмечает и память Василия Великого, который явился образцом христианина и святителя. Родился он по молитвам своих родителей, отца и матери. Его семейство исповедовало христианскую веру, и ранее его дед мученически пострадал при гонителе Диоклетиане. Его родители также страдали при мучителях. В семье будущего святителя были очень строгие христианские правила: все, что делалось, сообразовывалось с заповедями Господними, и мальчик с самого своего рождения приучался послушанию Богу, чтобы Господь всегда пребывал вместе с ним и в нем. Как впоследствии свидетельствовал его друг Григорий Богослов, Василий Великий все: и душу, и тело, и слово, и руки посвятил Богу. А начиналось все именно с родителей, и в его роду кроме него еще пятеро святых: два брата, сестра, мать и бабка.
Воспитание, начатое в благочестивой семье, Василий Великий продолжил изучением многих естественных наук сначала в своем городе, потом в Афинах. Он говорил, что изучение естественных наук, то есть природы, ее законов, мира, сотворенного Богом, всегда полезно, но не всегда нужно следовать за тем, чему учат эти законы, а уметь видеть во всем творении премудрость Божию, Его всемогущую спасающую руку. Изучив многие науки, он затем побывал в монастырях Палестины и Египта. Прибыв в свой город Кесарию Каппадокийскую, Василий Великий открыл много монастырей, стал утверждать монашескую жизнь, так как знал, что основа христианства, православия содержится в тех людях, которые полностью, без остатка посвящают себя Богу.
Когда человек мечется между миром и Богом, то при этом очень часто отпадает от своего Творца, его жизнь превращается в постоянную, земную суету и порой ему бывает некогда и тяжко исполнять заповеди Божии. Совсем другое дело, когда образцом на земле являются люди, которые посвящают всю свою жизнь, все свое время служению Богу. Поэтому Василий Великий открывал многие монастыри, строил богадельни, приюты для немощных, больных, вдов, детей-сирот, старался творить дела милосердия, и первыми помощниками в его благих начинаниях были люди, посвятившие себя Богу. В то же время после того, как его поставили епископом, он написал очень много молитв, составил Литургию, которая сегодня совершалась, уделял много внимания церковному законодательству, от него осталось много церковных установлений, находящихся в книге правил, которые до сих пор необходимо исполнять каждому верующему человеку.
В его время, в IV веке, появилась арианская ересь, которая отвергала Божество Сына Божия, Спасителя, и в эту ересь впали многие иерархи Церкви и даже сам император. К Василию Великому был послан один из приближенных императора, который попытался и святителя склонить к арианству, но тот достойно ответил, что все, касающееся веры и его души, неподвластно земному правителю, выше возможностей человеческих. И, что бы с ним ни делали: отбирали имущество, угрожали жизни, изгоняли, все равно он будет со Спасителем, с Тем, с Кем с самого детства пребывал и будет пребывать. Все гонения будут для него лишь наградой для будущей вечной жизни. Поэтому Церковь прославляет святителя Василия Великого, как поборника православной веры, как человека, который отстоял истины Православной Церкви в тяжелое для нее время.
Сегодня, прославляя святителя Василия Великого, дорогие братья и сестры, помолимся ему, чтобы по его предстательству и в нашу душу вошел Господь, и мы были Ему послушны, верны Его спасительным заповедям, с помощью Божией несли свое земное бремя, старались хранить Православную веру и передавать ее своему потомству.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.