Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 3-ю Великого поста. 2009 г.

01 июня 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Святая Церковь в середине Великого поста предлагает для укрепления нас и поклонения Животворящий Крест Господень. Крест — это не что-то необыкновенно новое появившееся в жизни человечества. Если мы посмотрим историю, то увидим, что он существовал с самого появления первых людей. Но через Распятие Господа Иисуса Христа Крест стал спасительным для нас. Вспомним Адама и Еву. Первая заповедь, которую они получили, была: не есть от древа. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16-17).
Совсем неважно, какое это было дерево, какие плоды оно произращало. Самое главное, что это была заповедь Божия человеку для того, чтобы он совершенствовался в добродетелях, становился все ближе к своему Творцу. Предлагалось на выбор или любовь к Богу и послушание Ему или любовь к себе и непослушание Богу. Это уже был первый крест. Человеку необходимо было ломать себя, заставлять себя быть рабом Божиим, послушным Ему, и совершенствоваться в добродетелях. Нужно было отвергаться самолюбия, желания возгордиться, вознестись. Это была борьба с собой, маленький крестик. Просто — исполняй заповедь, неважно, какое дерево, и что на нем растет. Суть в заповеди: из любви к Творцу не совершай самую малость и тогда получишь множество добродетелей, будешь совершенствоваться в них, не вкусишь страстей, греха, не познаешь, что такое смерть, будешь наслаждаться в вечном блаженстве. Крест был посильный, но оказался неподъемным для Евы и Адама. Через нарушение заповеди Божией, нежелание нести добровольно небольшой крест, отвергаться себя, любить Бога, в человека вошла страсть, грех, смерть. Так как человек через страсть удалился от Бога, то стал безумным, из доброго превратился в злого, из добродетельного и смиренного в непокорного и гордого. Все в человеке изменилось.
После нарушения заповеди Божией потребовалась величайшая Жертва: не просто крестоношение, легкое и посильное человеку, а особый благодатный подвиг: пролитие Крови Богочеловека на Древе Крестном, чтобы через Страдания и Смерть доказать любовь к Богу. Доказать ее Своей жизнью, Своими поступками, чтобы разрушенный союз Бога и человека воссоздать вновь. Сам человек не мог этого совершить. Такой подвиг был для него непосилен. Пришел Господь, совершил этот величайший Подвиг, указал нам путь и дорогу к Творцу и Создателю и в то же время показал, что другого пути нет. Был дан маленький крестик в раю, он и остался, только стал еще больше. Если хочешь опять попасть в рай, все равно никогда не обойдешь креста. Поэтому святые видели на Небесах и один Крест, и два, и три. Другого пути к Богу нет и не будет. Заповедь Божия вечна и, как бы мы ни старались снять с себя крест, искать «чудотворцев», которые нам разрешили не поститься, не молиться, не трудиться, все бесполезно. Этот путь ведет в погибель и новых «чудотворцев», и нас, потому что мы ищем, как обойти то, что невозможно обойти. Так предначертано с самого создания человека, будет существовать вечно, и ничего другого для достижения Царствия Небесного быть не может. «А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17). Господь повторяет эту заповедь о воздержании и послушании, данную Адаму и Еве, иными словами: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:34-35). В раю искушение и соблазн заключались в плодах одного древа, а в современном человеческом обществе бесчисленное множество страстей и соблазнов, которые объединены в выражении: «отвергнуться себя и нести крест свой».
Один подвижник, авва Исайя, решил поучить своих учеников. После того, как собрали урожай, он взял их, привел к одному земледельцу, у которого был хороший урожай, подошел к нему и сказал: «Дай мне пшеницы, которую ты собрал». Земледелец спросил: «А ты жал ее?» Авва Исайя ответил: «Нет, не жал». — «А что же ты ее просишь?» Авва Исайя спросил: «А что, разве тот, кто не жал, не может взять эту пшеницу?» Земледелец ему ответил: «Конечно, нет». Авва Исайя с учениками ушел. Ученики стали его спрашивать: «Для чего ты нас привел и затеял такой разговор с этим земледельцем?» — «Чтобы вы поняли, что без труда ничего нигде никем никак не достигается. Если не потрудился, то ты недостоин даже здесь, на земле, получить пищу, не то, что Царствие Божие».
Человеку сладостен грех, самолюбие, гордыня. Он стремится к ним так же, как и Адам и Ева, хочет обойти заповедь Божию. Но удаление от Бога и страсти всегда несут страдания, скорби и смерть. Как поется в церковном песнопении: «Кая житейская сладость бывает печали непричастна?» Любая страсть, любой грех заканчивается трагически: печалью, смертью. Если человек старается нести свой жизненный крест, трудится для Бога, то вместе с ним несет крест Господь, идущий впереди с Животворящим Крестом.
Крест, символ нашей любви к Богу и послушания Ему, совершает многие великие чудеса. Силой Креста или послушания, любви к Богу, гордый становится смиренным, злой — добрым, скупой — добродетельным. Все изменяются так же, как изменился бы Адам, если исполнял данную ему небольшую заповедь и нес свой маленький крестик.
Церковь нам напоминает, дорогие братья и сестры, что без креста мы не можем достичь Царствия Божия. Нет другого пути, и никакой земной «чудотворец», каким бы он ни был хитрым и умным, а, в общем-то, бедным и достойным сожаления, не укажет нам другого пути. И бежать нужно от тех, кто сам не несет креста, других не учит этому, а, может, даже и отучает от несения жизненных скорбей и болезней. Только через любовь к Богу, послушание Ему, исполнение заповедей и несение своего креста нам отверзается дверь в Царствие Божие, открытое человечеству великим Подвигом пострадавшего за нас на Кресте Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.