Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 4-ю Великого поста. 2009 г.

01 июня 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В четвертую неделю Великого поста Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника, написавшего книгу о труде человека над собой, о восхождении духовном от земного к Небесному. Самая первая ступень, на которую человеку нужно встать по «Лествице» преподобного Иоанна — это отвержение себя и потом, вплоть до тридцатой ступени молитвы, веры, надежды и любви, постоянная борьба с собой, с соблазнами, искушениями.
Почему же Церковь постоянно призывает человека бороться с самим собой? Почему необходимо нам трезвление, постоянное памятование и сокрушение о своих грехах? Мы же себя считаем хорошими, а оказывается с этим «хорошим» необходимо бороться. На самом деле, если человек внимательно посмотрит на себя, то скажет, как и апостол Павел: «Знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим. 7:18). Мы все считаем, что воплощение зла, греха — это диавол, сатана, бесы. Когда-то они были светоносными ангелами с множеством добродетелей, а превратились в гнусные противные существа, от которых исходит смрад и ничего хорошего. Но если мы вспомним человека, сотворенного первоначально, то он тоже был создан для совершения многих добродетелей и носил в себе сияние Божией благодати. Если сейчас мы на него посмотрим, то увидим ту же самую гнусность и страстность, что и у духов злобы. Именно поэтому человеку необходимо бороться со своими грехами, страстями. Ничего необыкновенного Церковь и Господь от нас не требуют. Не призывают творить невиданные чудеса, а только говорят о том, чтобы мы сокрушались, каялись в своих грехах, ошибках и старались их исправить. Это нам необходимо, потому что, если мы не будем видеть в себе недостатки, то станем их идеализировать. Как бесы идеализируют свою злобу, борьбу и вражду с Богом, так и человек может дойти до того же самого. Вместо идеала любви, добродетели и совершенства мы можем идеализировать грех, прославлять его, воспевать страсти, но всегда это нас будет не возвышать, а унижать.
Если мы, христиане, стремимся ко Христу, к Небесам, к Божественной благодати, то, чтобы быть достойными Царствия Божия, нужно внутренне себя очищать. Церковь нам напоминает об этом именно в дни Великого поста, потому что, как мы слышали сегодня, в Священном Писании Господь, отвечая ученикам на вопрос, почему они не могли изгнать духа злобы из одержимого человека, сказал: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Этот дух не просто личность, изгнанный Богом бес, он дух скверны, соблазна, греха, всякой нечистоты, которая в нас пребывает. Господь сказал, что другого пути очищения себя кроме молитвы и поста нет. Молитвой мы обращаемся к Богу, напоминаем себе о своем Создателе, о том, для чего живем и созданы, к чему должны стремиться. Пост — это борьба с нашими плотскими страстями и греховными желаниями. Напоминание себе о той возвышенности, к которой мы призваны, в сочетании со смирением себя постом — это и есть борьба с самим собой. Это то дело, к которому призван каждый из нас. Пост оказывает на человека очень благотворное влияние, и об этом существует много свидетельств.
Однажды одному преподобному отцу было такое видение. Он увидел похоронную процессию. Несли труп умершего, а сзади гроба шли два ангела. Подвижник не понял, отчего так происходит, стал молиться, чтобы Господь открыл ему, почему за этим трупом идут два ангела? Тогда ангелы подошли к нему, и один сказал: «Я ангел среды», а второй сказал: «Я ангел пятницы. Этот человек до самой своей кончины постился в среду и пятницу. Поэтому мы сопровождаем его труп в знак того, что он почитал Творца и Создателя, а мы почитаем его останки».
Наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кронид до поступления в монастырь жил у своих родственников, совершенно неверующих людей, не соблюдавших посты. Когда он приходил к ним, то ел все без разбора, считая, что ради него люди не обязаны отдельно что-то готовить, предлагать ему постную пищу. Когда он поступил в монастырь, за год до пострига ему было видение. Он увидел себя находящимся в храме, а пред собой стоящую Божию Матерь с Младенцем на руках, стал Ее просить, чтобы Она помогла ему, укрепила в предстоящем иноческом подвиге, и вдруг заметил, что Божия Матерь от него отвернулась. Он ужаснулся, затрепетал, спросил: «Почему же? Чем я согрешил?» Тогда Божия Матерь ему ответила: «Ты не почитал среду и пятницу, уничижал Страдания Моего Сына и тем самым оскорблял Меня и Моего Сына». Архимандрит Кронид запомнил это на всю свою жизнь.
Молитва опаляет наши греховные помыслы, страсти, усмиряет их. Однажды в пустыне один отшельник видел спящего монаха, возле которого стояли два беса. Один бес говорит другому: «Разбуди этого монаха». А тот отвечает: «Нет, я не могу его разбудить». — «Почему?» — «Потому что, когда он встает, то начинает читать молитвы и псалмы, которые меня попаляют и отгоняют».
Церковь нам, дорогие братья и сестры, напоминает о том, что кроме поста и молитвы у нас нет никакого оружия на нас самих, на борьбу с собой, с нашим эгоизмом, собственной страстностью и привязанностью ко греху. Вообще, человек — такое существо, что, если он не будет бороться с самим собой, то станет бороться с кем угодно: со всем миром, с женой, мужем, детьми, родителями, близкими, соседями. Будет сражаться за коммунистические идеалы, свободу, демократию, равноправие, против ущемления прав людей, которые живут, может быть, на другом континенте, в незнакомой стране. Церковь нам указывает единственно правильный путь — борьбы с грехами и страстями, чтобы изменить свой внутренний мир и обрести Бога. Внешний же мир надо любить как творение Божие. Злоба и борьба с внешним миром и окружающими, навязанная диаволом, разрушает нас внутренне и удаляет от Бога. Человек неудовлетворен жизнью без Бога, мечется и скорбит об утерянной благодати, о разъединении со своим Творцом. Чтобы нам, дорогие братья и сестры, свои силы, свою жизнь не потратить попусту на борьбу с иллюзиями и за какую-то непонятную справедливость, которой здесь, на земле, нет, постараемся употребить их на усмирение себя, послушание Богу и несение своего жизненного креста.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Дорогой Человек! Ты создан Богом для вечности. К Богу все придем, но путь этот лежит через Храм — дом Божий. Наш Храм более трех веков является нитью,
соединяющей души людей с Творцом.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.