Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 5-ю Великого поста. 2009 г.

01 июня 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Приближаются дни страданий Господа нашего Иисуса Христа, проявления Его особой Божественной любви к роду человеческому. Сегодня Церковь нам напоминает, что на любовь Божественную каждый из нас должен ответить своей любовью к Богу.
Воспоминая преподобную Марию Египетскую, Церковь показывает на ее примере человеческую греховность, глубину падения каждого из нас и необыкновенное милосердие Божие к человеку. Из жития преподобной Марии мы знаем, что она была блудницей с тринадцати лет, а блудники — все грешники, заблудившиеся, изменившие Творцу и Создателю, нарушившие Его заповеди. Всех нас, грешников, можно назвать блудниками. Бросает нас из одной страсти в другую, никак мы не можем определиться сами с собой в этой жизни, становимся какими-то потерянными так же, как и Мария Египетская. Однажды случайно она попала в Иерусалим и просто из любопытства решила приложиться к Животворящему Кресту Господню, к Гробу Господню, и Господь показал ей, что, если она совершенно Его не любит, в ее сердце нет никаких чувств и послушания своему Создателю, то она недостойна приложиться к Кресту, символу любви Божией к нам, падшим, грешным, блудным. Мария пыталась пройти через невидимую стену и приложиться к любви Божией и стояла до тех пор, пока не поняла причину, по которой Господь ее не допускает. Она в ужасе вспомнила всю свою жизнь и сама познала, что ничего общего между ее жизнью и любовью Спасителя нет. До нее дошло, что это она создала стену отчуждения от Христа. Так же, как бывает, встречаются люди, может быть, и живут вместе, а как будто чужие, ничего общего у них нет. А общее — это любовь. Любви нет, и люди становятся друг другу чужими, далекими. Вроде бы, и рядом, а нельзя ни дотянуться, ни услышать, ни понять друг друга: невидимая стена между теми, кто не имеет любви. Такая же стена, отделяющая от любви Божественной, встала и перед Марией, грешницей, блудницей, так же, как она стоит и перед каждым из нас. Просто Господь не дает нам ее ощутить, но все равно мы чувствуем свою отчужденность, отдаленность от Христа, от любви к Нему. Сердце наше холодное, ожесточенное, греховное, может быть, ничем не лучше, чем у Марии, тогда еще блудницы. Но, осознав неправильность своей жизни, она вдруг решила изменить ее, поняла, что так жить нельзя, что же будет с ней потом, когда придет время предстать пред Богом, таким для нее сейчас далеким и чужим. Она решает изменить свою жизнь, обращается к Божией Матери, Та видит намерения сердца Марии, и стена отчужденности, греховности, удаленности от Бога мгновенно пропадает.
Как близко все-таки к нам Господь! Это видно на примере Марии-блудницы. Стоит только нам вздохнуть чистосердечно, только захотеть, как говорил преподобный Серафим Саровский, с решимостью изменить себя, как Господь сразу приветствует наши желания, не дела даже, а только намерения. Мгновенно стена пропала, преподобная Мария подошла, приложилась, облобызала Животворящий Крест, Гроб Господень и вышла совсем другим человеком. Семнадцать лет она провела в пустыне, борясь с грехами, со страстями, с той жизнью, к которой так привыкла. Ведь борьба с самим собой — это борьба с той жизнью, которая нас влечет. Эти семнадцать лет ей постоянно напоминались ее услады, ее грехи, яства и питие, которые она вкушала. Напоминалось то, что с ней происходило. Мария боролась с собой. Она полюбила Бога, эта любовь оказалась сильнее страстей, греха, и затем тридцать лет подвижница провела, совершенствуя любовь к Богу.
Церковь на примере преподобной Марии Египетской каждому из нас напоминает, что для нас, какими бы мы ни были заблудившимися, доступен подвиг любви к Богу, который нас изменяет, преображает, из грешников делает великими святыми и подвижниками.
Однажды преподобный Антоний встретился с одним подвижником. Этот подвижник спросил Антония: «Антоний, я больше тебя совершаю подвигов, больше тебя пощусь. Почему же меня никто не знает, а ты так известен в мире?» Преподобный Антоний ему ответил: «Потому что я больше люблю Бога». Господь прославляет любящих Его.
Нам, дорогие братья и сестры, необходимо осознать то, что без нашей ответной любви к Богу, без нашего труда над собой, тот великий Подвиг, который совершил Господь, который действует сейчас, и будет действовать вечно, будет как бы вдали от нас. Он не будет для нас спасительным и внутренне нас преображающим, потому что, кроме того великого Подвига, который совершил Господь, требуются от нас наши усилия, наш маленький подвиг, наш маленький крест. Тогда только, когда наши усилия и наша любовь соединяются с любовью Божественной, происходит чудо, как и с преподобной Марией. Мы становимся иными, близкими к Богу. Преподобная Мария никогда не читала Священное Писание. Она ничего не слышала из Евангелия, но Господь настолько стал к ней близок через ее очищенное сердце, Он стал ее так поучать, что она цитировала Священное Писание словами Божественными. Так же, как и апостол Павел не был самовидцем Господа, но Господь Сам его просветил, Сам ему открыл многие истины, о чем апостол свидетельствует: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:11-12).Так и человек, обретающий и любящий Бога, в своем сердце слышит Его голос, через него вещает Господь. Путь этот, может быть, и труден, но благодатен. Он нас преображает и необходим нам. Другого пути для того, чтобы быть близкими Спасителю, Богу, у нас нет.
Сегодня Церковь накануне Воскресения Христова и Его страданий еще раз нам напоминает, что это великое Дело, совершенное Богом, для нас будет радостным тогда, когда мы станем трудиться над собой, бороться со своими страстями и проявлять любовь к Богу, возлюбившему человека и пострадавшему за нас.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Мы очень часто обращаемся к Богу по поводу своих невзгод, болезней и разных испытаний, которые приходят на нас в нашей жизни, просим Его, если не получаем, может быть, обижаемся, но скорби и болезни очень часто посылаются человеку и для исправления, и для спасения, и для назидания.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.