Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на Благовещение Пресвятой Богородицы. 2009 г.

01 июня 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Человек был создан Богом для того, чтобы пребывать в любви Божественной и проявлять к Богу свою любовь, постепенно совершенствуясь в ней. Но случилось так, что в человека вошло зло, грех. Любовь оскудела, пропала в человеке. Появилась стена отчуждения между Богом и человеком, стена греха, страстей. Люди перестали слышать голос Божий в себе, в своем сердце, отзываться на него, и были наказаны болезнями, смертью. Но по Своему милосердию Господь, для которого нет ни прошедшего, ни будущего, а все происходит в настоящем, сказал, что придет время, когда семя Жены сотрет главу змия, главу зла, завладевшего сердцем человека вместо любви Божественной.
Очень долго на Божественную любовь, на Его зов здесь, в мире, никто не отзывался. Человеческое общество прославляло пороки, наслаждалось грехами, страстями, в то же время страдало от этого и все более озлоблялось. Зло тяготело над человеком, мучило его, накапливалось в обществе. Казалось, все было безысходно. Лишь немногие пророки верили в обетования Божии, что наступит время, и люди освободятся от плена греховного, кабалы беззакония. Пророк Исайя за семьсот лет до пришествия Спасителя говорил: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14). И вот пришло время, в человеческом роде появилась Отроковица Мария от благочестивых родителей, любивших Бога, и все самое хорошее, самое ценное, а все, что у них было — это их Дочь, отдали Богу, которого они любили более всего. Эту любовь они передали своей единственной Дочери. Она с трех лет пребывала в храме, трудилась, занималась рукоделием, несла различные послушания, убиралась в Иерусалимском храме, шила облачения, читала Божественные Писания, то есть, пребывала в любви к Богу. Это воспитание с самого рождения определило Ее жизнь так, что Она не понимала, как можно жить иначе, без Бога, без Храма, не служа Богу, не проявляя к Нему любви. Она знала, что появится Та, от которой родится Спаситель мира Христос. Ее самой большой мечтой было стать служанкой, рабыней у этой Жены, Девы, Матери Христа, быть рядом с Ней хоть самой последней прислугой. Другой жизни Она себе представить не могла. Она отказалась от всего, внутренне настолько Себя посвятила Богу, что о семейной жизни даже и не могла помышлять. Господь видел Ее внутреннее сердечное намерение, Ее отношение, Ее любовь. Пришел момент, когда явился Архангел Гавриил и приветствовал Ее: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лк. 1:28). Мария задумалась, что значит сие приветствие, и Архангел ответил: «зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк. 1:31). Дева не могла помышлять о супружеских отношениях, у Нее все сердце, вся душа, вся любовь была только к Богу, задала один вопрос: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:34). Она не могла помыслить что-то греховное, плотское, страстное. Любовь к Богу Ее настолько переполняла, что Она в этом служении, в этой любви находила достаток всей Своей жизни и утешение всем Своим человеческим потребностям, и услышала ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). Тогда Она ответила: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).
Наконец-то прозвучал в человеческом обществе тот ответ, которого ждали Небеса пять с половиной тысяч лет. Наконец-то появился человек, Дева, ответившая на вопрос Божественной любви полным послушанием и полной любовью: «Се раба Господня». Она ответила Богу так, что Господь сразу же вселился в Нее. Это был момент зачатия Спасителя и благая весть для всего человечества, начало спасения человеческого рода.
Сегодня мы отмечаем этот день, когда прозвучала благая весть как для Божией Матери, так и для всего человечества, но совершенно забываем о том, что и к каждому из нас в нашей жизни с самого рождения тоже звучит голос Божий, тоже часто призывает к покаянию, любви, исполнению заповедей Божиих и послушанию Богу. Но мы его или не слышим, или отвергаем, или молчим и не отвечаем на глас Божественной любви. Внутри нас нет той отдачи, той решимости быть рядом с Богом и всегда с Ним пребывать, для чего и создан был человек в раю, и которой обладала Божия Матерь. Она зачала Человека совершенного и от Нее родился Богочеловек по Своему человеческому естеству совершенный, такой, каким был создан первый человек в раю, не имея никаких погрешностей, изъянов, в полном послушании Богу. Он должен был в своей жизни разрушить стену между Божественной любовью и человеческой злобой, гордыней и непослушанием и совершил это, указав путь в Царствие Божие, соединив вновь человека и Бога, землю с Небесами, открыв двери в Царствие Божие.
Сегодня, прославляя Божию Матерь, всей Собой, каждым Своим мгновением послужившую Богу и людям, Ее жизнь была сплошной любовью и послушанием Творцу и Создателю и Его творению и твари, нам нужно помнить о том, что необходимо ответить на зов Божий, может быть, не так, как Божия Матерь, а по нашим слабым, немощным силам проявить свою ответную любовь к Богу, чтобы перед нами двери Царствия Божия, открытые Сыном Девы Марии, не закрылись, и мы своей злобой и грехами не создавали стену отчуждения от своего Творца и Создателя.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.