Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю о расслабленном. 2009 г.

01 июня 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!


Наша жизнь, которую мы часто пытаемся усложнить, на самом деле очень проста. Она состоит из простых понятий: добра и зла, любви и ненависти, Бога и диавола, жизни и смерти. Мы, получившие, может быть, образование, стараемся думать о жизни очень сложно и, когда слышим Евангельское повествование, которое нам рассказывает в простых словах самые сложные истины, нам кажется, что это не для нас, все слишком упрощенно, а верующие люди безграмотные, мало что понимают в жизни, живут как-то устаревше. А у нас все гораздо сложнее. На самом деле это иллюзия, и жизнь каждого человека состоит из простых истин, из черного и белого, а наше осложнение только затрудняет ориентировку в жизни, наше отношение к жизни и Богу.
Сегодня мы слышали рассказ об исцелении Спасителем расслабленного. В Иерусалиме находилась купальня, вокруг которой были галереи. В них находилось множество больных, слепых, глухих, немых, расслабленных. «Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды» (Ин. 5:2-3). Изредка в купальню сходил Ангел, возмущал воду, то есть вода становилась мутной, даже иногда кроваво-красной, прообразуя Смерть Спасителя. Кто первый сходил в эту воду, получал благодать Божественную, исцелялся. «Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин. 5:4). Однажды Спаситель проходил мимо этой купальни, увидел человека, который тридцать восемь лет лежал, ждал, когда возмутится вода. «Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет» (Ин. 5:5). Но каждый раз кто-то раньше его сходил в воду и получал исцеление. Этому больному расслабленному Господь задает вопрос: «Хочешь ли быть здоров?» (Ин. 5:6). Естественно, каждый человек хочет быть здоровым, желает здоровья себе и всем окружающим. Расслабленный ответил утвердительно, и Господь ему сказал: «Встань, возьми постель твою и ходи» (Ин. 5:8). Расслабленный взял постель и пошел. Его встретили законники, фарисеи. Была суббота. Они его спросили, почему в день покоя, в субботу, он берет постель, занимается работой? «Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели» (Ин. 5:9-10). Бывший расслабленный сказал, что Тот, Кто его исцелил, повелел ему взять постель и идти. «Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи» (Ин. 5:11). «Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?» (Ин. 5:12). Расслабленный не мог точно ответить, Кто его исцелил. «Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте» (Ин. 5:13). После исцеленный пошел в Иерусалимский храм, скорее всего, для того, чтобы принести жертву Богу за свое выздоровление. Здесь его встретил Спаситель и сказал: «Не греши больше, чтобы с тобой не случилось чего хуже» (Ин. 5:14). Бывший расслабленный сразу же пошел к законникам и фарисеям и предал Спасителя.
Простой рассказ, но он относится к каждому из нас. Спаситель спрашивает расслабленного: «Хочешь ли быть здоров?» (Ин. 5:6). А что значит быть здоровым для больного человека? Это значит начать новую жизнь. Он тридцать восемь лет лежал в расслаблении, и кто-то его кормил, обихаживал, менял постель под ним, так как он сам не мог ничего делать, и вдруг ему задают вопрос: «Хочешь ли ты зажить другой жизнью?» Естественно, он хочет жить по-другому, проявить себя как-то иначе. Из чего состоит жизнь всех людей? Человек или творит дела греховные, злые, страстные, борется с Богом и становится сообщником диавола, или же живет, стараясь служить Богу, творить дела любви и отвращаться от диавола, злобы, грехов и страстей.
Цель жизни каждого человека — это вечная жизнь, вечное спасение. Евангельский расслабленный захотел жить вновь, возможно, изменив свою жизнь. Господь предоставил ему такую возможность. И что же мы видим? Человек совершенно не изменился. Господь ему напоминает о том, за что он был наказан болезнью: за грехи. Он говорит: «Не греши больше, чтобы не случилось чего хуже» (Ин. 5:14). Что может быть хуже для человека, который тридцать восемь лет не владел собой, лежал в расслаблении? Хуже этого может быть только смерть вечная. Оказывается, его болезнь была для него величайшим благом. Когда-то он вел греховную жизнь, скорее всего, обижал ближних. Может быть, был крепким, сильным мужчиной, но свою силу употреблял для того, чтобы унизить ближних, обидеть кого-то. Господь отнял у него эту силу, послал болезнь для того, чтобы он не лишился жизни вечной. В этой болезни проявилась любовь Божественная к человеку, поэтому все святые относились к болезни, как к милости Божией, любви, проявленной к нам. Эту милость Божию ценили, относились с благодарностью ко всему, что Господь посылает. Только такой болезнью можно было остановить этого грешного человека, чтобы он не лишился жизни вечной. И вот второй раз по просьбе расслабленного Господь предоставляет ему возможность зажить по-новому. Может быть, за тридцать восемь лет он что-то понял. Ему сказано, что его болезнь от грехов, чтобы он не совершал ничего плохого, а ту силу и крепость, которую он получил вновь, и обрело его тело, употреблял на дела благие, на добродетели, на служение ближним. Расслабленный оказался неблагодарным. Как сказано в сегодняшнем Синаксаре, на суде у первосвященника он ударил Спасителя по лицу, причем так сильно, что перебил Ему переносицу. Так он отблагодарил своего Творца, Создателя и Исцелителя. Очень часто и мы поступаем так же. Он лишился жизни вечной, лишился всего. Болезнь останавливала его гнев, злобу, невоздержание, внутренний эгоизм. Оказалось, что только эта болезнь и может его сдерживать от страстей и грехов. Больше никакая сила не могла удержать его от страстности, гневливости и озлобленности. Спасителю расслабленный перед исцелением говорит: «Желаю быть здоровым, «но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин. 5:7). Вокруг него было множество людей, они толпились, давили друг друга, а он сказал, что нет человека.
Очень часто в нашей жизни для того, чтобы сотворить милость страждущему человеку, никого не находится рядом. Все оказываются эгоистами, такими же больными, слепыми, глухими, не видящими ни забот, ни страданий ближних, ни того, чем можно им помочь. Все пребывают в духовной слепоте. Казалось бы, что такого сложного? Просто пойти и совершить какое-то доброе дело или просто помолиться, оказать кому-то милость, но у нас не хватает сил, внутреннего стимула. У нас не хватает любви. Все мы оказываемся эгоистами, гордецами, как и те иудеи, которые окружали расслабленного. Думаем только о себе, о своих немощах, не хотим никому помочь и в этом расслаблении, в этой слепоте, пребываем всю свою жизнь. Ведь для того, чтобы идти за Богом, необходим внутренний стержень, внутреннее движение. Нужна любовь к Богу, которая бы нас двигала к Нему, или, как говорят святые, нужна решимость. Нужно решиться, удержать себя от плохого и понудить, заставить творить добро, потому что «Царство Небесное силою берется» (Мф. 11:12), и любовь к Богу появляется от понуждения себя к ответной любви. Необходимо заставить себя идти за Богом, страдать вместе с ним и в этом обретать к Нему любовь.
Церковь сегодня нам напоминает, дорогие братья и сестры, о том, что все мы расслаблены внутренне и не можем никак себя собрать воедино, что те болезни, которые Господь посылает нам как милость, как Свою любовь, часто нас не останавливают, мы не осознаем и не понимаем, зачем мы живем, и, что есть не только временные страдания, но и вечная смерть. Если смотреть с точки зрения вечности, то все, что Господь к нам проявляет, является для нас благом. Постараемся, дорогие братья и сестры, получая бесчисленные блага от Бога, проявлять к Нему благодарность, а не возвращаться по слову Священного Писания как «пес … на свою блевотину» (2 Пет. 2:22) к своим страстям и грехам, чтобы не лишиться жизни вечной.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Дорогой Человек! Ты создан Богом для вечности. К Богу все придем, но путь этот лежит через Храм — дом Божий. Наш Храм более трех веков является нитью,
соединяющей души людей с Творцом.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.