Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю о самаряныне. 2009 г.

01 июня 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Христос воскресе!

Господь в Своих проповедях, притчах, использовал премудрость Божию, существующую в тварном мире, для того, чтобы через мир видимый, который мы знаем, в котором живем, люди познавали мир духовный, невидимый, Небесный. От земных понятий, часто очень простых, Господь возводит человека к понятиям духовным, возвышенным, Небесным.
Сегодня Церковь предложила нашему вниманию простую беседу Спасителя с самарянкой о высоких Божественных истинах. Господь разговаривает с женщиной. Женщина в Ветхом Завете вообще считалась существом более слабым и немощным, чем мужчина. К ней отношение было не столько снисходительным, сколько несколько пренебрежительным. Да и сейчас многие считают, что у женщин ум короткий. Но Господь с простой женщиной ведет разговор о таких высоких духовных ценностях, которые порой не понимали Его ближайшие ученики. Пришедшие позже апостолы удивились, о чем можно разговаривать с женщиной? «В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною» (Ин. 4:27).
Спаситель со своими учениками пришли на колодец Иакова у города Сихарь, где и остановились на отдых. «Итак приходит Он в город самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа» (Ин. 5:5-6). Ученики отошли в город за пищей, и в это время к колодцу подошла простая женщина самарянка, даже не иудейка. «Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи» (Ин. 5:7-8). Иудеи презирали всех самарян, считая, что они не имеют чистоты веры и занимаются, как считали иудеи, идолопоклонничеством на горе Гаризим. Иудеи даже разрушили их храм на этой горе. Тем не менее, самаряне возле развалин этого храма возносили свои молитвы Богу. Женщина самарянка пришла за водой. Конечно, она жила своей обыденной жизнью, житейскими, семейными заботами. Она, может быть, была совершенно далека от тех духовных ценностей, которые Господь принес на землю. Но оказалось, что в ней жила глубокая вера и чистота сердечная. Господь просит у нее пить. «Иисус говорит ей: дай Мне пить» (Ин. 5:7). Она удивляется снисхождению незнакомого иудея к ней, самарянке. «Женщина самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, самарянки? ибо иудеи с самарянами не сообщаются» (Ин. 5:9). Уже одной этой просьбой Господь показывает Свою любовь к ней, Свое отношение, а она удивляется такому снисхождению. Спаситель ей говорит: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 5:10). «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 5:14). Женщина не понимает, о чем идет речь. Господь ей задает простой вопрос: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда» (Ин. 5:16). Она отвечает, что у нее нет мужа. «Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа» (Ин. 5:17). Господь ей говорит: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин. 5:17-18).
Эта правда, чистосердечность женщины и возвышает ее над окружающими людьми. Мы все грешники, и грехи присущи каждому из нас. Все грехи существуют от века, от начала, тысячи лет. Каких-то особо новых человек и придумать уже не может. Но почему-то одни грешники гордые, зазнаистые, считают себя мнимыми праведниками, а другие ходят с чувством покаяния, опустив свой взор, грешат и знают, насколько они грешные, насколько они скверны перед Богом. Но, чтобы увидеть в себе всю правду, человеку нужен очень большой труд над собой. Мы очень часто говорим правду о других. Приходит человек и говорит: «Я всегда правду говорю и могу сказать любому, какой он есть». Да, нам несложно кого-то оскорбить, обидеть, увидеть чужой недостаток, указать на него, но очень тяжело сказать правду о себе. Когда мы стоим на исповеди, для нас эта правды тяжела, невыносима.
Как-то раз к духовнику пришла женщина, которая прожила с мужем много лет. Она каялась и говорила: «Совсем недавно я с мужем поругалась. Он мне сказал, что я такая плохая». Духовник ей ответил: «Сколько же вы прожили, уже более 25 лет? Наверное, он знает тебя, и сказал о тебе правду. Просто раньше он лицемерил, а когда вы поругались, он и высказал всю правду, которая у него накопилась за долгие годы». Женщина обиделась не только на мужа, но и на духовника, потому что правду о себе узнать бывает очень и очень тяжело. Да, мы говорим ее другим, ту, которую считаем нужной, а сказать ее о себе для нас очень тяжко, это очень большой подвиг. А женщина самарянка сразу же сказала Спасителю правду о себе: «У меня нет мужа» (Ин. 5:17), и Господь отметил это. Она назвала себя блудницей, признала, что живет незаконно, что она грешница, и Господь подтвердил, сказав: «У тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Ин. 5:17-18). Самарянка говорит жестокую правду о себе чистосердечно, с укором только себе, причем первому встречному незнакомому Человеку. На протяжении долгих лет этот грех ее мучил, она скорбела о своей страстности, значит, в ней было постоянно чувство покаяния. Она жила с чувством сокрушения о своих грехах.
Господь может спасти любого грешника, какой бы он не был. Господь не может спасти только того, кто себя делает иллюзорным, призрачным праведником, не замечает своих грехов, а подобно фарисею видит только свои достоинства, не знает правды о себе и старается обмануть себя и Бога. Такого мнимого праведника, а, можно сказать, закоренелого грешника, Господь спасти не может. Почему-то большинство людей являются именно такими: лживыми праведниками. Ищут и духовников, и собеседников, которые бы им говорили постоянно о том, какие они хорошие, праведные, замечательные люди. И в этой лжи нам приятно жить. Женщина самарянка оказалась выше всего этого. Она сразу же сказала, кто она такая: страшная грешница, которая хочет исправиться, ждет Мессию, Который поможет ей стать другой. И Господь, видя ее чистое сердце, рассказывает ей о том, что есть вода, которая дает жизнь всему существующему на земле, и без нее умирает все: и животный мир, и растительный, и человек, но есть иная вода — вода благодати, которая оживляет душу человеческую. Без этой благодатной живой воды, без благодати, так же, как здесь, в мире, умирает растительность и животные, умирает душа человеческая. Только, когда человек питается благодатью Божественной, он оживает, и не просто оживает, а сам становится источником живой благодатной воды, благодати Божественной, и для других. Без благодати Божественной не может человек достигнуть Царствия Божия, а с ней он обретает жизнь вечную, спасается сам и помогает другим.
Женщина сначала исповедует Иисуса Пророком «Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк» (Ин. 5:19), а потом, когда Господь открывает ей, что Он и есть Тот Мессия, Которого она ждет, она и многие другие начинают веровать в Него. На любовь, проявленную Господом к самарянской женщине, на Его милосердие и совершенное неосуждение ее она отвечает своей чистой женской любовью, любовью возвышенной, духовной, идет в город и становится исповедницей, проповедницей о Спасителе, пришедшем в мир, и Его Божественном благодатном учении. Многие самаряне по ее слову и по речи Спасителя пришли к Истинному Богу и уверовали во Христа. «И многие самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову» (Ин. 5:39-41).
Впоследствии эта женщина крестилась с именем Светлана (Фотиния) и приняла мученическую смерть за Христа при императоре Нероне. В конце мучений с нее содрали кожу и бросили ее тело в колодец. У колодца началось ее благодатное общение с Богом, и здесь же закончилась ее земная жизнь.
Церковь нам рассказывает о встрече самарянки со Спасителем в эти Пасхальные дни, потому что каждому из нас необходима такая же встреча. Как и самарянка, мы все ходим по грешной земле, в страстности, в грехах. Нашей душе не хватает благодати Божественной, без нее она умирает и никак не может успокоиться. Мы ищем Бога, встречи с Ним, но не можем встретиться. Потому что и тогда, когда жил Спаситель, многие с Ним встречались, не одна самарянка, но делали это лукаво, не с чувством покаяния и сокрушения о себе, о своих грехах, а для того, чтобы выискать что-то в Спасителе. Не для того, чтобы попросить у Него помощи в духовном делании и внутреннем совершенствовании, а чтобы осудить, поносить Спасителя за Его же добродетели, Его благодать, Его любовь к нам, Его благодатную живую воду, которую Он принес каждому из нас. Мы никак не можем здесь, на земле, найти успокоение своей душе. По своей страстности, греховности, как и самарянка, ищем мужей, жен, богатства, страстей, а душа скорбит и плачет. Церковь нам напоминает, что наше спасение, очищение нашей души — это наша ответная любовь к Богу, наш труд над собой, сокрушение о своих страстях, грехах, совершенных нами. Это постоянное обвинение себя. И тогда Господь окажется рядом с нами. Его благодать оживит наши иссохшие души. Мы ощутим радость встречи с Ним. Но любовь к Нему должна проявляться в нашей жизни. Это не только какое-то внутреннее общение с Ним, но и жизнь по Его заповедям, и необходимость слышать Его голос, Его обличение, и служение Ему в Духе и истине, ибо «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 5:24). Это и радость оттого, что Господь, несмотря на наше недостоинство, обращается к нам, возвышает нас, общается с нами. Нас могут презирать многие, как и самарянку, как грешников, но нам всегда радостно оттого, что нас любит Господь и Он нас никогда не презрит, всегда протянет нам руку помощи и Своей Божественной любви.
Сегодня, дорогие братья и сестры, слушая рассказ о беседе Спасителя с самарянкой, постараемся в своей жизни ощущать себя грешными самарянами, просить помощи у Бога и стараться очистить свою душу, чтобы любовь Божественная и Его живая благодать вошла и в наши сердца и оживила нас к жизни вечной.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Мы очень часто обращаемся к Богу по поводу своих невзгод, болезней и разных испытаний, которые приходят на нас в нашей жизни, просим Его, если не получаем, может быть, обижаемся, но скорби и болезни очень часто посылаются человеку и для исправления, и для спасения, и для назидания.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.