Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь на Вознесение Господне. 2009 г.

01 июня 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

К Спасителю с самого Его рождения люди подходили со своими греховными земными мерками, спрашивая, откуда Он пришел, известен ли Его род, что замечательного Он сделал, чем прославился, какие одержал победы? Иудеи ждали от Мессии владычества земного. Люди жили по законам грешного мира и пытались эти мерки перенести на область духовной жизни, даже на Самого Спасителя. Когда Он воскрес, то эта Его величайшая победа была не земной, не той, которая показывает могущество грешного человека, а духовной — над человеческой внутренней сущностью, над страстностью и одержимостью грехом. Победа над грехом нам не видна, но стала понятна, когда Господь воскрес. До Воскресения ученики, конечно, тоже измеряли Спасителя земными понятиями и, встретив воскресшего Христа, они думали? что Он будет вечно пребывать с ними. Господь победил смерть, а на сороковой день после Своего Воскресения Он показывает, что Царство Его не здесь, на земле, как Он и говорил на суде у Пилата: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36). Он является Владыкой не только земной твари, но и мира духовного, Небесного, Ангельского.
В сороковой день после Своего Воскресения Господь вместе со Своими учениками и Пречистой Матерью исходит из Иерусалима и возносится видимо, телесно, от земли на небо в Свое Небесное Отечество, в Свой Дом Божественный. «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Ин. 24:50-51).
Бог как Дух вездесущ, всегда пребывает и на Небе, и на земле, но своим Вознесением с плотью Господь показал нам, что Он является Владыкой Неба. Показал и ученикам Своим, к чему нужно стремиться, что человек был создан для того, чтобы жить в Небесных Обителях, общаться с Богом. Однако люди так изменились, погрязли в грехах, в страстях, что искали владычества здесь, на грешной земле, где господствуют страсти, болезни и смерть. Человек так привык к греховной, ужасной удаленности от Бога, от благодати Божественной, что стал считать земную темницу родным домом. Господь показывает нам Своим Вознесением, что мы созданы не для того, чтобы страдать здесь, на земле, а для того, чтобы пребывать в Небесных обителях и наслаждаться радостью Богообщения. Мы переживали Пасху, ощутили Божественную любовь, но нам нужно самим оказать Спасителю свою ответную любовь, свой труд ради Него, свое следование по Его стопам.
Апостол Павел писал: «Мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5:1). Господь основал Свою Церковь, Свою небольшую семью, которая здесь, на земле, в грешном мире, старается жить по иным законам: по законам Царствия Божия, по тем законам, по которым и должен жить сотворенный Богом человек.
Сегодняшний праздник нам ясно показывает: живя на земле, мы должны отрешиться от страстного, греховного, мучающего нас земного и думать о Небесном, стремиться к нему. Именно в этом заключается христианский подвиг: в том, чтобы жить на земле и в то же время возвышаться над ней, возноситься и пребывать с Богом. В этом начало нашего спасения, залог его, и поэтому праздник Вознесения был радостным для учеников. Они осознали, что не являются завоевателями каких-то территорий, государств, власти земной, а должны быть распространителями любви Божественной, которая завладеет сердцами и душами человеческими. Еще на земле эти люди, охваченные любовью Божественной, ставшие частью Его большой семьи, будут стремиться к Нему, в Его Небесные обители. Общаясь со Спасителем в молитве, в Таинствах душа каждого члена этой семьи будет ощущать радость от этого общения и забывать земные невзгоды, страдания, скорби, болезни, не будет страшиться смерти, а жаждать соединения со Христом. Как человек, который после долгого заточения вдруг оказывается дома и старается как можно скорее забыть ужасную темницу и страдания, которые он перенес, так и тот, кто окажется в Царствии Небесном, рассматривает земную нашу жизнь как пребывание в темнице. Апостол Павел и другие люди, которые побывали в Небесных Обителях, говорят, что человеческим языком, нашими земными понятиями, греховными и страстными мерками падшего искаженного мира нельзя объяснить, что такое Царствие Божие: «Знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12: 3-4). Мир Небесный нельзя осознать, потому что это совершенно иная жизнь: жизнь в духе, в любви, без всякой страстности и страданий.
Сегодня величайший праздник, который нам напоминает, для чего мы были созданы, сотворены Богом, для чего мы живем, зачем ходим в Храм, молимся, терпим скорби, болезни. Придет время, когда Господь, «Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его» (2 Тим. 4:1), вновь придет на грешную землю, упразднит греховную темницу, и каждый получит по тому, как он возлюбил Христа и жил, следуя за Ним. Отмечая день Вознесения, дорогие братья и сестры, будем постоянно помнить, что мы — жители иного Отечества, где пребывает любящий нас Отец и Создатель.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.