Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении. 2009 г.

01 июня 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В неделю по Богоявлении, по Просвещении, Священное Писание повествует нам о том, как Господь вышел на общественное служение нести людям Свое учение, Свои заповеди. В Евангелии сказано: «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет». (Лк. 4:16)
Конечно, тяжело человеку объяснить, что он во тьме и слеп, когда он имеет глаза и ему кажется, что он много знает. Гораздо легче это объяснить слепому. Сегодня мы слышали Евангелие об исцелении Иерихонского слепого. Люди рассказывали этому человеку о природе, об окружающих предметах, и он понимал, что многого не видит, у него не хватает дара Божия — зрения, в котором он нуждается и который ему очень необходим. Всю свою жизнь он думал только о том, как бы прозреть, быть таким же, как все, увидеть то, что видят другие люди. Вартимей, так звали слепого, просил Спасителя об исцелении, и Господь даровал ему зрение.
Человеку духовно слепому очень трудно объяснить его слепоту. Да и мало духовно зрячих людей. Очень часто их просто не слышат, не слушают, не обращают внимания на их слова, не верят им, а если и верят, то думают, что это какие-то особенные люди, и духовное зрение не для всех, а для избранных. Когда Евангелие говорит нам, грешникам, сидящим во греховной тьме и тени смертной, что Господь несет свет, мы никак не можем этого понять, осознать, что мы духовно слепы.
Спаситель спрашивал законников и фарисеев: «Почему вы не понимаете речи Моей?» (Ин. 8:43). И Сам отвечал: «Потому что не можете слышать слова Моего» (Ин. 8:43). «Вы потому не слушаете, что вы не от Бога» (Ин. 8:47). Что значит «не от Бога»? Это значит, что человек живет своей суетной, греховной жизнью, его обуревают многие страсти, и он кроме грехов и страстей ничего не видит вокруг себя и в себе. Он не понимает того, что этот путь ведет его к погибели, а душа его мертва, слепа. Такой человек слеп и не осознает своей духовной слепоты. Так же, как иудеи видели чудеса Спасителя, воскрешение Лазаря и хотели убить не только Спасителя, но даже и самого Лазаря. Видели исцеление слепорожденного и изгнали его. Они никак не могли уразуметь, увидеть спасающую и исцеляющую благодать Божию.
У человека, который духовно прозревает, меняются жизненные приоритеты. Он вдруг понимает, что ценности, о которых говорят здесь, на земле и в обществе — это совсем не ценности, ценно совсем другое. Материальные блага — это вообще ничто, и он перестает к ним стремиться. Он осознает, что духовная чистота, внутренние добродетели — это ценно, необходимо человеку. Духовно прозревший человек никому не завидует, не стремится ни к чему земному, его не соблазняют чужие украшения, богатство, манящие к себе страсти. Он понимает тленность всего этого. Он осознает, что все это ему совсем не нужно, и счастье заключается не в греховных удовольствиях, а внутреннем спокойствии и мире с Богом. Скорее тот человек несчастнее, который ищет здесь, на земле, каких-то утех, временного довольства. Человек, духовно прозревший, старается внутренне украсить себя добродетелями, послужить Богу, исполнить Его заповеди, помолиться, попоститься, оказать милость ближнему.
Сегодня мы празднуем память святой мученицы Татианы. Она жила в III веке. Родители ее были богатыми и знатными Римскими гражданами. Отец являлся известным сановником. Когда пришло время выдать Татиану замуж, нашелся такой же богатый, знаменитый, красивый молодой человек. Но Татиана была христианка. Родители воспитали ее в христианской вере. Она понимала всю суетность земных удовольствий и богатства, которого у нее самой хватало с избытком. Она отказалась от замужества, осталась девой и стала служить диаконисой в храме. Для нее ценности были иного порядка: не земного, а Небесного. Во время гонения на христиан ее схватили мучители и стали истязать, но все мучения не причиняли ей вреда, если и оставались какие-то небольшие раны, то за ночь Господь их исцелял, а удары истязателей часто причиняли вред им самим. Когда на нее выпустили голодного льва, то он лизал ей ноги. Это животное уважало человека, который посвятил себя Богу. Он поклонялся ей, потому что она была полностью предана Создателю и этой бессловесной твари. Многие мучители, видя, как Господь чудесно ей помогал, обращались ко Христу, тут же крестились в своей крови, претерпевая мучения. В конце концов, истязатели, измученные помощью Божией Татиане, усекли ее мечом.
Господь показал, что того человека, который доверился Ему, находится в Его власти, Он полностью охраняет, сберегает и помогает. Если христианин всего себя посвятил Богу, то это самое великое, что может сделать человек на земле.
Сейчас, в наше время, в нашем перевернутом греховном обществе, мы не понимаем духовных ценностей, которые принес нам Господь. Мы не ощущаем благодати Божией, не страшимся греха, без благоговения относимся к Таинствам, не боимся сделать что-либо плохое, и при этом называем себя христианами, последователями Христа. Самый большой дар, который дал Господь всем людям, особенно женщинам, — это дар девственности. Об этом знают и знали все христиане. Даже мусульмане это знают. Если девочка согрешила, ее изгоняют из мусульманской семьи, ее не возьмет замуж ни один мужчина, потому что она предалась страстям. Она уже не сможет воспитать нормальных, благородных, целомудренных детей, быть верной своему будущему мужу. А у нас сейчас считается, что это какой-то недостаток, если девушка целомудренна. Человек сам себя растаптывает, остается без внутренней чистоты, никому не нужным, совершенно не имеющим ничего, и сам не поймет, для чего он живет и скитается по этой бедной, грешной земле.
Мученица Татиана, которую мы сегодня прославляем, знала о христианских ценностях, стремилась к ним. Господь помогал ей, укреплял всю ее короткую святую жизнь. Если мы, дорогие братья и сестры, будем подражать ей, то Господь в нашем труде ради Него окажет и нам Свою благую и великую помощь.
В одном городе жила молодая монахиня. Она была очень хороша собой. Один богатый юноша влюбился в нее, воспылал страстью. Монахиня узнала об этом, взяла корзину, положила туда моченых бобов и ушла в пустыню, чтобы избежать всякого искушения. Там она жила 17 лет, и однажды Господь, чтобы не сокрыть ее подвига, открыл его одному пустыннику. Как-то этот отшельник шел по Иорданской пустыне и вдруг встретился с монахиней, девицей, спросил ее: «Что ты тут делаешь?» Та попыталась его обмануть и ответила: «Я заблудилась, ищу дорогу. Укажи мне путь». Отшельник, по откровению Божию знавший о ее подвиге, сказал: «Ты не заблудилась и не ищешь никакого пути. Скажи мне правду». Она рассказала, что она монахиня, которая раньше жила в городе, о том, как ее пытался соблазнить богатый молодой человек, и сказала: «Я взяла корзину, положила бобов и удалилась в пустыню». Она показала корзину, которая была при ней. Бобов было ровно столько, сколько и 17 лет назад. Господь сделал так, что все 17 лет она питалась этими бобами, а Он приумножал их в ее корзине». Монахиня сказала: «Я видела всех, кто проходил мимо, а меня не видел никто. Ты первый за 17 лет, кто увидел меня». Так Господь хранит верных Ему последователей. Как говорят святые, если непорочный брак — украшение земли, то девство — украшение Неба.
Постараемся, дорогие братья и сестры, в своей жизни хранить те дары, которые дает нам Господь, не растаптывать их, не обездоливать себя, не делать несчастными, а стараться служить Богу, приносить Ему достойные плоды от своих трудов, потому что девство — это многие и огромные подвиги, множество добродетелей. Это огромная работа над собой, не просто обыденная жизнь, а хранение своего зрения, слуха, слов. Можно сказать, иной образ жизни — посвящение себя Богу. Будем своими посильными трудами и возможностями служить Богу, исполнять Его заповеди и стараться в своей жизни достойно нести тот образ Божий, которым Господь вознаградил нас.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Очень важ­но, что­бы отец и мать, муж и же­на уме­ли ог­ра­ничи­вать свои же­лания, свои ус­трем­ле­ния во имя бла­га всей семьи. Семья — это боль­шой под­виг для ро­дите­лей, ко­торые, ог­ра­ничи­вая се­бя, да­ют воз­можность рас­ти, раз­ви­вать­ся сво­им де­тям. Об­ще­ние в семье всег­да пред­по­лага­ет ус­тупку, не­кую ма­лень­кую жер­тву, а ес­ли мы пе­рес­та­ем ус­ту­пать друг дру­гу, пе­рес­та­ем что-то от­да­вать друг дру­гу, то лю­бовь раз­ру­ша­ет­ся и ухо­дит.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.