Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в день памяти св. Отцов I Вселенского Собора. 2009 г.

01 июня 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Церковь отмечает сегодня память святых отцов первого Вселенского собора, утвердивших Православную веру. Сейчас, по прошествии столетий, нам кажется, что христианские истины существовали всегда, вера воспринимается нами легко. У нас, собственно, если и появляются сомнения, то на все существует ответ в Священном Писании, в писании святых отцов, в различных толкованиях. Совсем по-другому обстояло дело в первые века христианства.
Род человеческий, ушедший от своего Творца, очень долго, более пяти тысяч лет, жил без Бога. Кто-то, как избранные люди в иудейском народе, ждал Мессию, знал Божии обетования и готовился, а кто-то, ожидая этого пришествия, думал, как бы сделать так, чтобы Спаситель не обрел Своих последователей на земле, и все умы человеческие были окутаны ложью, обманом. Грешный человеческий ум, может быть, с помощью злой силы стал обоготворять грехи, страсти. Появились боги войны, сластолюбия, различных грехов и страстей. Появились получеловеки-полубоги. Обоготворялось само зло. Пришел Спаситель, Бог и снизошел к падшему грешнику. Снизошел до того, что Сам Бог, Творец и Создатель, соединился с тварным существом, чтобы воссоздать человека в Себе. Спаситель об этом свидетельствует: «Вы во Мне и Я в вас» (Ин. 14:20), так же, как Он говорил ранее: «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14:11). То есть, соединение Бога с человеческим естеством произошло неотделимо, и мы в Церкви в Таинствах Христовых соединяемся с Богом. Он с нами, Он входит в нас, в нашу душу, в наше естество, в нашу плоть, мы своей душой соединяемся с Божественными Таинствами.
Но так как в мире греховном существовало обожение страстей, а Господь само воплощение добродетелей, то многие не могли воспринять Спасителя как Бога. В начале четвертого века, когда религия в Римской империи стала государственной, многие из язычества пришли в Православную Церковь, но помнили различные сказания, легенды, свои старые идолопоклоннические мифы и никак не могли понять, как же можно соединить Бога и человека? Понятно, что человек может в уме, в разуме, соединиться со своей страстью, обоготворить ее, себя может обоготворить, но все это ложь, обман, неправда, придумано для того, чтобы человека обмануть. Тысячелетиями люди жили в этом обмане, и вдруг пришел Господь, на самом деле соединился с тварным существом и сделал спасительными человеческие добродетели. Многие не могли это воспринять и говорили, что Христос является среди твари первым, но никак не Богом, отрицали Божество Спасителя. Вместе с отрицанием Божества Спасителя отрицали и почитание Божией Матери, говоря, что тогда Она уже не Богородица, Ее называли Христородицей. В конечном итоге все шло к тому, чтобы отрицать и святых, и подвиг христианский, и страдания Христовы, раз Он был просто человек.
Пришлось собрать Первый Вселенский Собор, на котором присутствовало 318 святых отцов. Был на Соборе и святитель Николай, и святитель Спиридон, и святитель Афанасий Великий. Много было святых на этом Соборе. На нем было провозглашено истинное учение о Боге, о Христе, что Он есть истинный Бог и истинный Человек. Как соединились эти два естества, будет решено позже на другом Вселенском Соборе, но вера христианская была утверждена. Многие из тех, кто не мог забыть языческие верования, идолопоклонничество, не приняли на веру такие глубокие христианские истины. Еретики, отвергающие Божество Спасителя не приняли Православное вероучение, но их было меньшинство. Церковь осталась единой апостольской и сохранила истину христианскую в своих недрах, в своем вероучении.
Сегодня мы прославляем святых отцов и вместе с ними ту истину христианскую, которая восторжествовала на земле. Мы прославляем учение Христа, которое Он принес нам, грешным людям, снизошел к нашим немощам, проявил великую любовь. Эта любовь может быть непонятна для нас, мы не можем ее осознать своим разумом, своим умом, но мы верим, что Господь, возлюбивший нас, в основанной Им Церкви через Таинства, через благодать обожает наши души и, как Он Сам сказал, до такой степени, что Он пребывает в нас и мы в Нем.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.