Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 1-ю по Пятидесятнице, всех святых. 2009 г.

01 июня 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Отмечая день всех святых, тех, кто у Бога сподобился особых милостей за свои земные подвиги, за труды над очищением своей души, мы думаем и о том, как бы нам приобщиться к этому сонму, как бы нам оказаться в Царствии Божием. Множество святых было на земле, очень часто даже неизвестных.
Священное Писание нам отвечает на вопрос: как, каким образом сподобиться Царствия Божия? Однажды к Спасителю пришел Никодим и сказал: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ин. 3:2). Спаситель отвечает ему, что, если человек не родится свыше, то он недостоин Царствия Божия. «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3).
Человеку, оказывается, необходимо рождение свыше, то есть, особый подвиг. Ведь рождение — это страдания, муки, после которых бывает радость. Рождение свыше значит, что человек должен измениться, переродиться внутри себя и жить не по законам греховного мира, а по законам благодати. Нужно измениться настолько, чтобы все земное, то, что существует помимо Бога, было несущественно, неважно, было для человека недорого. Единственное, что необходимо, это Господь, Его благодать, Его помощь.
Начинается это перерождение, как мы знаем из Священного Писания, с того, что человек ощущает свою внутреннюю ущербность, свою нищету духовную. «Блажени нищие духом, ибо тех есть Царство Небесное» (Мф. 5:3). Христианин начинает понимать, что без Бога, без Его благодатной помощи, он ничто и никто, как и апостол Павел писал: «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1 Кор. 3:6). Это перерождение продолжается в человеке с помощью благодати Божией, с помощью любви Его. Господь отвращает людей от безнравственных поступков иногда мягко и с любовью, иногда строго и жестко, но каждый должен понять, для чего это делает с ним Спаситель, приложить свои усилия, сделать навстречу Богу свои шаги.
Господь сказал Своим ученикам: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков» (Мф. 10:16). Могут ли быть овцы в безопасности среди волков? Мы очень часто забываем эти слова Спасителя и проводим свою жизнь в беспечности, какой-то легкой радости, которая кажется нам от Бога. На самом деле это искушение от диавола. Для того, чтобы бороться с этими искушениями, нужна молитва. Апостол Лука говорит: «молитесь, чтобы не впасть в искушение.» (Лк. 22:40). Искушения постоянно сопровождают человека и в обществе, и в семье, и даже в храме. Достаточно вспомнить, сколько раз мы присутствовали на службе, а много ли из нас знает ее последование? Сколько раз мы слышали слова заповедей блаженств, а кто сможет их повторить? Оказывается, что из нашего ума, из нашего невнимательного сердца слова Божественного Писания, слова Божии, кто-то похищает, или они у нас просто не поселяются. Мы не можем их запомнить, хотя часто помним, что совершалось с нами двадцать, тридцать, сорок лет назад буквально, в словах. А тут стоим часами и из того, что слышали, не можем повторить даже два слова.
Жизнь среди искушений, среди волков, как говорил Спаситель, обязывает нас к внутренней бодрости, к внутренней трезвости. В житии святой Феодоры Александрийской есть такой случай. Один знатный, богатый, молодой красивый человек с помощью еще одной женщины соблазнил Феодору, чтобы она впала в грех измены мужу и блуда. Он говорил, что, если совершить грех в темноте, ночью, там, где никто не видит, то и Господь не увидит. Потом, когда Феодора поняла, что от Бога скрыться нельзя, она десятки лет провела в покаянии. Она каялась всю оставшуюся жизнь.
Когда к преподобному Ефрему пришла одна блудница и пыталась его соблазнить на грех, он сказал: «Хорошо, я согласен. Пойдем на площадь и совершим то, что ты хочешь». Она говорит: «Ну, как же, на площади все видят, стыдно». Тогда святой сказал: «Я верую в Бога, Который видит все, больше, чем на площади и днем».
Очень часто доходит до смешного: нас легко обмануть, мы забываем, что наше общество нравственно падшее, греховное. Мы придумываем для оправдания своих грехов самые невероятные вещи. Часто и в храм приходим, чтобы батюшка нам какую-нибудь сказку придумал для оправдания наших грехов, и батюшка сочиняет. Как же: он будет святой, если потворствует греху. А если не потворствует, то он, конечно, злой и плохой, недобрый.
Христианин свой подвиг внутреннего перерождения очень часто совершает в тайне, в безвестности. Бывало, раньше рассказывали: «Жил такой человек, не помню, как его звали, совершал то-то и то-то, добрые дела». Но, чтобы совершить добрые дела, не нужно ни богатства, ни званий, ни почестей, ни титулов — ничего не надо. Нужно иметь доброе сердце и любовь.
Жил очень хороший портной, скорняк, который ходил по селам, останавливался в самых бедных избах, шил для богатых и сразу, как получал деньги, отдавал бедным соседям, обшивал их бесплатно, говорил, что завтра вы отдадите мне деньги, рассчитаетесь со мной, а сам уходил накануне вечером. Когда он жил в бедных многодетных семьях, маленьких детей он успокаивал, нянчил, чуть побольше учил грамоте, читал им Священное Писание, рассказывал о Христе. Если шел по дороге из одного села в другое, и встречались ему кочевники, язычники, то он заходил и к ним. Если кочевники по языческому обычаю выбрасывали своего больного в поле, чтобы тот умирал, то он этого человека подбирал, старался вылечить, находился при нем, часто выхаживал. Многие, видя его добрые дела, слушая проповедь о Христе, крестились. Этот безвестный человек стал святым. Имя его святой Симеон Верхотурский.
Если мы, дорогие братья и сестры, хотим быть в том обществе святых, память которых сегодня празднуем, то для этого не нужно ни много знать, ни много иметь, ни занимать посты. Нам необходимо в свое сердце впустить Бога, родиться вновь, как сказал Спаситель, от благодати Святаго Духа, от Божественной любви, и творить дела любви среди окружающих нас людей, в то же время трезвясь и зная, что мы живем в испорченном греховном обществе часто среди страстных волков, которые стараются оторвать нас от сонма святых и втянуть в бездну грехов.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Муд­рый че­ловек спо­собен быть сми­рен­ным. Во-пер­вых, по­тому, что он по­нима­ет, что вся власть у Бо­га. Кро­ме то­го, муд­рый че­ловек по­нима­ет це­ну жиз­ни, под­линную це­ну то­го, что для мно­гих яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ной цен­ностью — то­го, что свя­зано с властью, с день­га­ми, с дос­ти­жени­ем не­ких ус­пе­хов в жиз­ни. Все это для че­лове­ка сми­рен­но­муд­ро­го об­ре­та­ет смысл толь­ко тог­да, ког­да свя­зано с Бо­гом, ког­да на­ша жизнь Бо­гом бла­гос­ловле­на, ког­да на­ши ус­пе­хи — во сла­ву Бо­жию.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.