Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 2-ю по Пятидесятнице, всех святых, в земле Российской просиявших. 2009 г.

31 декабря 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Отмечая день всех святых, в земле Российской просиявших, мы, дорогие братья и сестры, вспоминаем жизнь нашей страны, наших праотцов, наших отцов, наших близких. Если мы посмотрим на географию нашей страны, то увидим, что нет такого места, где бы не было местно чтимого святого, какого-то подвижника благочестия. Нет такого сословия, знатности или незнатности человеческой, из которой бы ни вышли святые, просиявшие в нашей стране, в нашей Русской земле. Да и вообще история нашей страны, можно сказать, начинается с Крещения, с принятия христианской веры.
Все, что было до христианства, как-то непонятно, темно. Даже существует много споров, откуда появилось слово «Русь». Все загадочно: откуда пришли дикие славянские племена? Никто не знает. Много всяких предположений. Если мы посмотрим на жизнь нашего общества, то во всех его проявлениях потрудились наши предшественники христиане, святые подвижники, с которых можно брать пример. Желаем ли мы устроить свою семью: есть множество святых, которые явили образец христианской семейной жизни. Собираемся ли мы трудиться или осваивать новые земли: было множество таких подвижников, которые шли в незнакомые места, просвещали язычников, трудились, возделывали край. Если мы посмотрим историю, то само ее зарождение — это творения святых, подвижников: преподобного Нестора Летописца и его последователей. Законодательство, которое существовало на святой Руси, тоже составляли святые. Даже если мы обратимся к науке, искусству — все это начиналось с творений, трудов святых монахов-подвижников. Многие святые занимались и государственной деятельностью. Если мы хотим знать настоящую историю нашей страны, нашего народа, то без знания жизни святых подвижников, о которой ранее утаивалось и умалчивалось, понять ее, осознать, кто мы такие и откуда появились, невозможно.
Да и само слово «крестьянин» (а Русь была, в основном, крестьянской страной, из крестьян появились и другие сословия) — производное от слова «христианин», независимо от того, кто крестился. И славянин, и выходец из финских племен, и татарин становился крестьянином, христианином, тем тружеником, на котором созидалось наше государство, и который прославлял своими подвигами нашу историю, нашу страну. Россия стала возвышаться только благодаря тому, что появились подвижники, святые: преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский и многие другие. Чем больше появлялось святых на Руси, тем крепче она была, тем более она прославлялась в мире. Даже в наше время многие из тех, кто ходил в храм с детства, могут вспомнить сами или по рассказам своих родителей о встречах с людьми-подвижниками, может быть, сейчас пребывающих в Царстве Небесном и молящихся за нас. С них нам нужно брать пример, следовать их жизни. Недостаточно просто прочитать житие святого, встретиться с ним (а читать жития святых подвижников, которые просияли на Руси нам необходимо так же, как и Священное Писание, Евангелие, жизнь Спасителя, Его учение), но нужно кроме этого еще иметь и решимость жить как они.
Когда-то в древности к одному подвижнику пришел ученик. Этот подвижник ничему его не учил, просто делал все, что и раньше совершал: молился, постился, трудился. Ученик смотрел на него и стал обижаться: почему же он ничему его не учит? Пожаловался другим отшельникам. Те пришли к старцу и спросили его: «Почему к тебе прислали ученика, послушника, а ты его ничему не учишь?» Он им ответил: «Я не настоятель общежительного монастыря и не должен заниматься тем, чтобы указывать, кому и что делать. Если он хочет чему-то научиться, то пускай смотрит на меня и делает так же». Все одобрили старца, и ученик понял, что нужно не просто много слушать, заниматься пустословием и искать приятных, ласкающих слух разговоров, а жизнь заключается в том труде и подвиге, который необходимо повторить вслед за подвижниками, за святыми, за нашими предшественниками. Совершить небольшой подвиг. Ведь и жизнь Спасителя — это величайший Подвиг, это схождение во глубину ада, это Страдание за людей и возношение нас на Небо.
Каждый святой свой подвиг начинает с того, что отвергается себя, вспоминает слова Спасителя о том, «что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16:15), не ищет чести и славы здесь, на земле, запасается терпением, смирением, трудится над собой и получает воздаяние от Бога.
А мы очень часто ищем здесь от людей воздаяния. Да и в храм приходим и жалуемся, что нам не так кто-то что-то сказал, забывая о том, что венец и наше прославление зависит только от Бога. Не от того, как нас приласкает кто-то, просто скажет нам приятное хорошее слово, а от того, как мы терпеливы, насколько мы пренебрегли земным, греховным ради Небесного, ради любви Божественной, насколько мы отказались от тех утех, которые нас здесь окружают и насколько мы прилепились к Небесным радостям, к Небесной благодати.
Сегодня, дорогие братья и сестры, воспоминая наших близких святых подвижников, которых всегда было множество на Руси, которых сейчас уже единицы, но они есть, и с ними можно общаться, они являются молитвенниками за нас, помощниками в наших земных трудах, соучастниками в нашем подвиге ради Христа, постараемся следовать по их стопам и в своей жизни проявлять хотя бы малый подвиг, малую любовь к Богу и Создателю, чтобы нам оказаться вместе с теми святыми, которые здесь, на земле, прославляли Бога, и сейчас Господь их прославляет на Небе.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.