Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 4-ю по Пятидесятнице. 2009 г.

31 декабря 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы с вами слышали удивительный рассказ об одном язычнике, сотнике Римском, который просил Спасителя во время Его земной жизни об исцелении своего слуги. «Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает» (Мф. 8:5-6). Господь назвал веру этого сотника выше веры иудеев и даже единственный раз Он Сам предложил сотнику прийти к нему в дом. «Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его» (Мф. 8:7). «И сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8:10).
Почему же так удивительно отметил его Господь, за какие его дела, за что? Сотник — это военачальник небольшого отряда, находящегося в Капернауме, но, так как он был на службе у императора Римского, то естественно каждый Римский воин, тем более военачальник, считал себя выше и знатнее любого из тех народов, которые завоевала Римская империя. Слуга сотника — это был раб, а раб считался собственностью, и, собственно говоря, к ним относились, как к обстановке в доме: испортилась — выкинули, купили новую. Так и слуга: заболел, умер — купили другого или просто захватили его во время военных действий. То есть, слуга не стоил ничего. Раб не стоил для сотника ничего, но мы посмотрим, как этот человек, обладавший властью и командовавший в городе римскими воинами, фактически руководивший Капернаумом, человек богатый, ибо построил синагогу, который мог вершить суд над многими из завоеванных людей, относится к своему рабу. Он обращался, когда заболел его раб к врачам, но те не помогли. Он относился с любовью к завоеванному иудейскому народу, о чем свидетельствуют старейшины города Капернаума, которые говорят Спасителю: «Он любит народ наш и построил нам синагогу» (Лк. 7:5). Этот облеченный властью человек говорит Спасителю, что он недостоин, чтобы Господь пришел в его дом. Тем самым он показывает, что он ниже своего раба, ниже своего слуги. Он подходит к Спасителю и просит, говорит, что слуга его достоин исцеления, достоин того, чтоб Господь вошел в его сердце, сердце слуги, исцелил его от болезни, а вот он недостоин, чтобы Господь пришел к нему в дом. Он великий грешник, и, так как и он, такой недостойный, повелевает другими, тем более Господь может словом исцелить любое Свое создание. «Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает» (Мф.8:8-9). Господь, видя такую веру сотника, сказал, что Он еще не встречал такой глубины веры в иудейском народе, среди тех, кто ждал Его. «Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8:10). Римский сотник, язычник, не знавший заповедей Моисея ветхозаветной религии, но живший по закону совести, оказался выше иудеев, воспитанных по строгим религиозным правилам.
Почему же так произошло? Почему иудеи, считавшие себя праведными, оказались ниже язычника, который сам себя считал хуже всех? Смирение всегда возвышает человека. Даже, несмотря на то, что иудеи были очень высокомерны и презирали всех, видя смирение этого человека, его любовь и глубокую веру, говорили, что он имеет добродетели, любит иудейский народ, он достоин уважения за свои благородные чувства.
Преподобный Ефрем Сирин говорил, что истинные праведники постоянно помышляют, что они недостойны Бога. Тем, что они считают себя окаянными и недостойными о себе попечения Бога свидетельствуется их истинная вера. Праведность человеческая в том и заключается, что человек видит свои грехи, свое ничтожество перед Богом, смиряется и проявляет любовь к окружающим.
Преподобному Антонию Великому явился Ангел и сказал: «Ты еще не достиг высоты того духовного подвига, которого достиг кожевник, живущий в городе Александрии». Преподобный Антоний из пустыни пошел в город, нашел кожевника и стал его спрашивать, как он живет, чем занимается, какой подвиг совершает. Тот удивился и говорит: «Я ничего особенного не делаю». Преподобный Антоний сказал: «Вот видишь, ради тебя я оставил пустыню, пришел в многолюдный город, чтобы узнать, чем ты достиг любви Божественной?» Кожевник ему ответил: «Я встаю рано утром и сразу помышляю о том, что в этом большом городе, в котором я живу, все, начиная с младенцев и кончая престарелыми людьми, спасутся. Лишь я один грешник не спасусь, а за свои грехи попаду в место мучений. С этими мыслями я провожу весь день и вечером отхожу ко сну».
На самом деле, наша высота перед Богом заключается в нашем смирении перед Ним: в смирении сотника, в смирении кожевника, в смирении любого подвижника. Этим и достигается подвиг христианский. А если человек ходит и вспоминает только свои достоинства, ежедневно пересчитывает в своем уме, как много добра он сделал кому, какой он заслуженный, сколько имеет наград, почестей, должностей, то этот человек еще и не стал христианином. И даже больше того, если мы слышим, что кого-то возвеличивают, и он доволен этой величиной, то нужно избегать этого человека. Надо избегать гордыни.
Всякое возвеличивание себя кроме Бога — это служение диаволу и антихристу. Как апостол Павел писал: «Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:13). Сколько он подвигов совершил, какую тяжелую жизнь прожил, сколько претерпел ради Христа и постоянно думал о своем недостоинстве, о том, что он грешный, окаянный, что он недостоин быть рядом с Богом и просил, чтобы Господь всех помиловал, весь народ иудейский, а его по его грехам оставил в месте мучений. «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования» (Рим. 9:3-4).
 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

____Сегодня мы с вами слышали удивительный рассказ об одном язычнике, сотнике Римском, который просил Спасителя во время Его земной жизни об исцелении своего слуги. «Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает» (Мф. 8:5-6). Господь назвал веру этого сотника выше веры иудеев и даже единственный раз Он Сам предложил сотнику прийти к нему в дом. «Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его» (Мф. 8:7). «И сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8:10).
____Почему же так удивительно отметил его Господь, за какие его дела, за что? Сотник — это военачальник небольшого отряда, находящегося в Капернауме, но, так как он был на службе у императора Римского, то естественно каждый Римский воин, тем более военачальник, считал себя выше и знатнее любого из тех народов, которые завоевала Римская империя. Слуга сотника — это был раб, а раб считался собственностью, и, собственно говоря, к ним относились, как к обстановке в доме: испортилась — выкинули, купили новую. Так и слуга: заболел, умер — купили другого или просто захватили его во время военных действий. То есть, слуга не стоил ничего. Раб не стоил для сотника ничего, но мы посмотрим, как этот человек, обладавший властью и командовавший в городе римскими воинами, фактически руководивший Капернаумом, человек богатый, ибо построил синагогу, который мог вершить суд над многими из завоеванных людей, относится к своему рабу. Он обращался, когда заболел его раб к врачам, но те не помогли. Он относился с любовью к завоеванному иудейскому народу, о чем свидетельствуют старейшины города Капернаума, которые говорят Спасителю: «Он любит народ наш и построил нам синагогу» (Лк. 7:5). Этот облеченный властью человек говорит Спасителю, что он недостоин, чтобы Господь пришел в его дом. Тем самым он показывает, что он ниже своего раба, ниже своего слуги. Он подходит к Спасителю и просит, говорит, что слуга его достоин исцеления, достоин того, чтоб Господь вошел в его сердце, сердце слуги, исцелил его от болезни, а вот он недостоин, чтобы Господь пришел к нему в дом. Он великий грешник, и, так как и он, такой недостойный, повелевает другими, тем более Господь может словом исцелить любое Свое создание. «Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает» (Мф.8:8-9). Господь, видя такую веру сотника, сказал, что Он еще не встречал такой глубины веры в иудейском народе, среди тех, кто ждал Его. «Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8:10). Римский сотник, язычник, не знавший заповедей Моисея ветхозаветной религии, но живший по закону совести, оказался выше иудеев, воспитанных по строгим религиозным правилам.
____Почему же так произошло? Почему иудеи, считавшие себя праведными, оказались ниже язычника, который сам себя считал хуже всех? Смирение всегда возвышает человека. Даже, несмотря на то, что иудеи были очень высокомерны и презирали всех, видя смирение этого человека, его любовь и глубокую веру, говорили, что он имеет добродетели, любит иудейский народ, он достоин уважения за свои благородные чувства.
____Преподобный Ефрем Сирин говорил, что истинные праведники постоянно помышляют, что они недостойны Бога. Тем, что они считают себя окаянными и недостойными о себе попечения Бога свидетельствуется их истинная вера. Праведность человеческая в том и заключается, что человек видит свои грехи, свое ничтожество перед Богом, смиряется и проявляет любовь к окружающим.
____Преподобному Антонию Великому явился Ангел и сказал: «Ты еще не достиг высоты того духовного подвига, которого достиг кожевник, живущий в городе Александрии». Преподобный Антоний из пустыни пошел в город, нашел кожевника и стал его спрашивать, как он живет, чем занимается, какой подвиг совершает. Тот удивился и говорит: «Я ничего особенного не делаю». Преподобный Антоний сказал: «Вот видишь, ради тебя я оставил пустыню, пришел в многолюдный город, чтобы узнать, чем ты достиг любви Божественной?» Кожевник ему ответил: «Я встаю рано утром и сразу помышляю о том, что в этом большом городе, в котором я живу, все, начиная с младенцев и кончая престарелыми людьми, спасутся. Лишь я один грешник не спасусь, а за свои грехи попаду в место мучений. С этими мыслями я провожу весь день и вечером отхожу ко сну».
____На самом деле, наша высота перед Богом заключается в нашем смирении перед Ним: в смирении сотника, в смирении кожевника, в смирении любого подвижника. Этим и достигается подвиг христианский. А если человек ходит и вспоминает только свои достоинства, ежедневно пересчитывает в своем уме, как много добра он сделал кому, какой он заслуженный, сколько имеет наград, почестей, должностей, то этот человек еще и не стал христианином. И даже больше того, если мы слышим, что кого-то возвеличивают, и он доволен этой величиной, то нужно избегать этого человека. Надо избегать гордыни.
____Всякое возвеличивание себя кроме Бога — это служение диаволу и антихристу. Как апостол Павел писал: «Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:13). Сколько он подвигов совершил, какую тяжелую жизнь прожил, сколько претерпел ради Христа и постоянно думал о своем недостоинстве, о том, что он грешный, окаянный, что он недостоин быть рядом с Богом и просил, чтобы Господь всех помиловал, весь народ иудейский, а его по его грехам оставил в месте мучений. «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования» (Рим. 9:3-4).
Мы, дорогие братья и сестры, если посмотрим на себя, то можем сами себя оценить, исходя из того, насколько мы в своей жизни проявляем смирение или насколько оно у нас отсутствует, часто ли мы вспоминаем, насколько мы грешны или, наоборот, постоянно думаем о своей значимости, о своей величине. Чтобы получить от Бога похвалу, как ее получил сотник Римский, нам нужно считать себя хуже всех, даже тех, кто у нас, может быть, в подчинении, постоянно помнить о своих грехах, просить милости Божией и проявлять свою любовь к ближним.
Аминь.

 

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Сос­то­яние, об­ратное гор­ды­не, ког­да че­ловек по­тес­ня­ет свое «я» в сто­рону, а в центр жиз­ни пос­тавля­ет Бо­га, име­ну­ет­ся сми­рени­ем, или ни­щетой ду­хов­ной. <…> Ни­щета ду­хов­ная обо­рачи­ва­ет­ся ве­ликим бо­гатс­твом, ибо в этом слу­чае на мес­те ду­ха зло­бы, эго­из­ма и про­тив­ле­ния в че­лове­ке по­селя­ет­ся и жи­вот­во­рит Дух Бо­жий.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Должна была произойти Божественная жертва, и Господь силой Своего Божественного Подвига открыл людям высоту, глубину и силу Божественной благодати. Он отошел в иное Царство, чтобы для тех, кто Ему верен, даровать особый мир. Но этот мир должен начаться здесь, в наших сердцах, в наших душах. Поэтому нам от Бога и дано многое: Таинства, Плоть и Кровь Божественная, дана Божественная благодать, чтобы мы научились познавать Небесное и затем Божественное. Но для этого нужен труд с радостью и любовью к Богу. Эта любовь должна быть сущностью человеческой жизни – любовь к Богу.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.