Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в день памяти свв. апп. Петра и Павла. 2009 г.

31 декабря 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


Отмечая память святых первоверховных апостолов Петра и Павла, мы задаемся вопросом: разные люди, один рыбак, простой труженик, другой — учившийся грамоте, образованный. Один был со Спасителем все три с половиной года Его общественного служения, другой не был очевидцем Спасителя, оказались вместе и называются Апостолами и притом первоверховными, учителями всей Православной Церкви.
Апостолы от Спасителя в своей жизни получили много знаний, три с половиной года учились, слушали Его проповедь, и после Своего Воскресения Господь много поучал их. Можно было Апостолам, выбрать спокойную жизнь, уйти куда-нибудь в уединение, заниматься своими посильными подвигами, трудами, у них были все возможности благополучно прожить до старости, спокойно умереть, не создавая, как говорят сейчас, в своей жизни для себя никаких проблем. Но что мы видим? Эти люди, имея достаточно знаний, вместо того, чтобы спокойно употреблять их для своей души, для своего спасения, пошли по всей вселенной, претерпели множество трудов, ежедневно, ежечасно рискуя своей жизнью, принесли себя полностью в жертву, лишая себя земного благополучия. Они были отлучены от синагоги, от общения с иудейским народом. Их проклинали первосвященники, пытались убить. Они терпели скорби и поношения от других людей, от властителей, природные неудобства, были в холоде и голоде, проводили, как апостол Павел «ночь и день … во глубине морской» (2 Кор. 11:25). Они всем пожертвовали ради того, чтобы послужить Богу.
Нам кажется, какие мы все разные: один грамотный, другой неграмотный, один ученый, другой неученый, кто-то с положением, кто-то без него, а суть человеческая одна и та же. Посмотрим на апостола Петра. Он много получает знаний от Спасителя и, как мы слышали сегодня в Евангельском чтении, первым называет Его Мессией. «Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:12-16). То есть он — человек, который воспринял учение Спасителя в свое сердце. В своем сознании, в своем разуме он все воспринял. Петр был вместе со Спасителем на горе Преображения, при воскрешении дочери Иаира, в Гефсиманском саду. Он видел многочисленные чудеса Спасителя, но с ним случались, как и со всеми нами, какие-то ошибки, падения. По своей горячности Петр побежал к Спасителю по воде и стал тонуть, но это его не вразумило. Он начал прекословить Спасителю, слушая рассказ о Крестных Страданиях. Господь назвал его сатаной и велел отойти от Него. «И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:22-23). И опять его это не вразумило. Его горячность, самомнение, гордыня преуспевали, как и у всех нас преуспевают. Ему казалось, что он находится рядом со Спасителем и познал много Божественных истин. Раз он ходит со своим Учителем, то служит Ему, а сам служил себе, своим каким-то внутренним чувствам, порывам, но не Богу.
Апостол Павел учился у очень известных учителей: Гамалиила и других, изучал языки. Эти знания он стал употреблять в жизни. И к чему они привели? К тому, что он стал гонителем Церкви. Ему казалось, что он борется за истину, искореняет ересь, которая начала распространяться среди иудеев, должен ее уничтожить и тем заслужить у Бога честь и достоинство.
Оба эти человека должны были пройти через какое-то испытание, отрезвление, чтобы осознать, насколько они заблуждаются в своей славе, в своем уме, вообще в своем «Я». Господь говорил ученикам: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15:5). Он и сейчас нам эти слова повторяет в Священном Писании, но никак они не дойдут до нашего сердца. Так же, как они не доходили и до сердец апостольских. Чтобы понять это, апостолу Петру пришлось отречься от Христа, ощутить Богооставленность, почувствовать свое ничтожество: какой же он неверный, какой слабый и немощный, какой лукавый. Он глубоко переживал свое предательство и благодаря этому понял, что на самом деле он без Бога не может творить ничего, он никто.
Апостолу Павлу, ученому мужу, чтобы понять то же самое пришлось ослепнуть и услышать голос Спасителя, который его отрезвил: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» (Деян. 9:4). Он думал, что трудится ради Бога, а оказался гонителем. Апостол Павел тоже понял, что он ничто и без Бога не может ничего, хотя ранее считал, что много пользы приносит, так же, как и апостол Петр.
Когда апостолы Петр и Павел осознали свою немощность, свою слабость перед Богом, то они полностью отказались от себя, от земных удовольствий, нужд, земных радостей. Если мы прочитаем послания апостола Павла, то увидим, каким языком он с нами разговаривает, какая жизнь у него. Он живет не по законам земным, для него земля осталась в прошлом, а говорит: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Он постоянно повторяет: «Желаю разрешиться и быть со Христом» (Флп. 1:23). Ему тяжко в земных условиях, он ежечасно, ежеминутно пребывает там, на Небе с Богом, Который дал ему, с одной стороны, понять свое ничтожество, а с другой познать радость общения со Спасителем. Все земное: и знания, и невежество, и должности, и их отсутствие оказываются совершенно ничего не значащими как для Апостолов, так и для всех христиан. Это просто послушания, которые необходимо нести здесь, на земле.
Почему же апостол Павел, который не был очевидцем, учеником Спасителя при жизни, стал не просто Апостолом, а первоверховным вместе с апостолом Петром? Потому что благодаря Апостолам вера христианская распространилась по всей земле. Язычники, многие варвары, люди вообще далекие от религии, познали веру христианскую, стали прославлять истинного Бога. В христианском благовестии особенно потрудились апостол Петр вместе со своей супругой и апостол Павел, который сам говорит: «Я более всех их потрудился» (1 Кор. 15:10). За его труды ради Бога, за то, что он отрекся от всего земного, забыл все и вся ради любви к Богу, ежечасно, ежеминутно и постоянно пребывая в опасности от людей, от зверей, от природы, от погоды, но, сохраняясь только благодатью Божией, Его любовью, за свою жизнь здесь, на земле, но по заповедям Небесным и за труды великие он стал первоверховным Апостолом.
Апостол Петр обошел многие страны, пострадал в Риме. Его за то, что он исповедовал христианскую веру, приговорили к казни на кресте. Но апостол Петр посчитал себя недостойным, чтобы его казнили так же, как его Учителя и Бога, и попросил, чтобы его распяли головой вниз. Это говорит и о том, что всю жизнь до самого конца он помнил свое предательство. Апостол Петр помнил, насколько он пристрастен к греху и даже своей кончиной старался испросить прощения у Бога, умолить Его.
Апостол Павел проповедовал многим народам, обошел многие страны. Так как он получил хорошие знания, то он проповедовал как неученым, так и людям, которые были образованы. Его понимали все. Он мог говорить и просто, и глубоко, и содержательно и в то же время мог изъясняться так сложно, что до сих пор некоторые места в его посланиях не в состоянии разуметь ученые мужи. Он тоже пострадал в Риме, но так как являлся римским гражданином, то был усечен мечом.
Сегодня, прославляя великих Апостолов, мы должны задуматься о том, насколько мы им последуем и служим Богу, забывая о себе. Живет ли, как и у них, в наших сердцах Господь и руководит нами, нашими жизнями, нашим сознанием, волей, сердцем, или наша вера заключается только в том, что мы соблюдаем веселые традиции, исполняем то, что нам нравится, забывая, что жизнь христианина — это подвиг, служение нашим ближним и в первую очередь Богу. Постараемся, чтобы Господь независимо от нашего положения и состояния пребывал в наших сердцах, а мы в своей жизни старались нести свет христианской веры ближним и тем, кто нуждается в просвещении сердца, ума и души.

Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Пост научает человека, что радость не в плотских удовольствиях, не в насыщении плоти, не в том, чтобы что-то приобретать, а в том, чтобы ограничивать себя. Эти ограничения приносят человеку внутреннее просветление. И пост, если человек серьезно к нему относится, меняет внутри человека его ценности. Он начинает сознавать, что все земное это ложь, обман, страхи, закабаление, рабство. А есть иная радость – духовная, внутренняя, которая исходит от Неба, от Бога, от благодати Божественной.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.