Pусская Православная Церковь
(Московский Патриархат)
Московская епархия
Юго-Западное викариатство
Андреевское благочиние

Церковная икона

Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в день памяти прп. Сергия Радонежского. 2009 г.

31 декабря 2009

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня торжество всей Русской Православной Церкви происходит у мощей преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. Почему же Церковь, а вместе с ней и весь наш народ, вся страна отмечали и отмечают память преподобного Сергия? Почему героем нашего отечества стал не великий полководец, не известный ученый, не муж с положением, а простой скромный монах-подвижник? Потому что на самом деле со времен преподобного Сергия произошел излом истории нашей страны.
Русь крестилась, долгие годы происходило воцерковление, но никак не получалось построить страну, государство на основах временных: земного благополучия, устремленности к материальным благам, старшинства. Никак не могли создать единую Русь. Она погибала в междоусобицах. Проливалось много крови христианской. Дело дошло до того, что пришли иноземцы, монголо-татары, и вообще вопрос существования страны встал очень реально и жестко. Если бы продолжалась междоусобная брань, если бы Русь не нашла какого-то иного выхода из создавшегося положения, то наша страна давно бы не существовала.
Преподобный Сергий понял, что невозможно здесь, на земле, построить христианскую страну без Бога, без Его благодатной помощи, на основах земных законов. Это никогда и нигде не получалось. Поэтому преподобный Сергий стал своими трудами, молитвой и подвигом, то есть практическим воплощением христианских заповедей, показывать образец как князьям, так и простому народу, в чем состоит главная задача общества: в государственном устройстве на основах христианского милосердия, помощи ближним, в том, чтобы жить не для себя, а для тех, кто тебя окружает, для нуждающихся в твоей помощи.
До преподобного Сергия подвижники-отшельники и монахи в монастырях понимали дело спасения как личное. Люди уходили из мира для себя, для спасения своей души. В монастырях жили поодиночке, каждый имел свое отдельное хозяйство. Все строилось на основе индивидуализма. А общество не может существовать, когда каждый живет сам по себе. Сначала Преподобный завел общежительные монастыри, где все трудились не для своего личного блага, а для всей обители и для тех, кто ее посещает и нуждается в помощи. Преподобный Сергий поставил дело так, что монастырь ежедневно кормил множество людей. Монахи роптали, особенно в тяжелые времена, когда самим не хватало пищи. Но по молитвам преподобного Сергия находилось пропитание и для монастырской братии и для тех, кто приходил в обитель со своими нуждами.
Преподобный Сергий стал усмирять враждовавших князей, послал двух монахов на защиту отечества, показывая тем, что обустройство и защита христианского государства не чужды ему. Авторитет церковный поднялся на небывалую высоту: его слово было гораздо весомей, чем слово любого из князей. Своим авторитетом Преподобный возвысил князя в то время небольшого удельного Московского княжества. Княжеств было множество, но они сами по себе ничего не значили. Нужно было какое-то особое внутреннее содержание, чей-то авторитет, чтобы возвысить страну и весь народ. Преподобный Сергий своим авторитетом поддержал великого князя и, можно сказать, Московское княжество возвеличилось не потому, что им правили какие-то особые люди, а потому, что они имели поддержку преподобного Сергия и Русской Православной Церкви.
От преподобного Сергия не осталось практически никаких поучений. Его житие просто описывает те случаи, которые происходили вокруг него, рассказы очевидцев, кто был рядом с ним. Он показывал своей жизнью пример исполнения заповедей Божиих как для простых людей, так и для великих государственных деятелей. С момента основания монастыря у него появилось множество учеников, которые просто старались в своей жизни повторить те подвиги, которые он совершал, жить по его заповедям. Они расходились по всей стране, у них появились свои ученики, и можно сказать, что Церковь, ее большинство в России, стало жить по правилам той жизни, которую показал преподобный Сергий. Государственные деятели поняли, что они без Церкви, без внутреннего духовного наполнения не могут ни благоустраивать землю, ни создать основ благополучия в обществе, государстве, а все земные интересы различных князей, которые постоянно сталкивались между собой, только мешают государственному устройству. Дело христианского служения в миру стали воспринимать как общественно-государственное.
С момента преподобного Сергия государство начало наполняться внутренним духовным содержанием. Страна стала жить не просто по земным законам, не была обществом людей, которые старались создать какую-то свою человеческую иерархию, а явилась государством, главным стержнем которого была Церковь и христианские заповеди. Подвижники, которые разошлись по всей стране и стали осваивать новые земли, понесли эти законы в далекие, порой еще не обжитые места, крестили язычников, прививая им новые основы жизни христианского государства. Поэтому многие народы, которые крестились, сразу забывали всю свою языческую историю, называли себя русскими, христианами, независимо от происхождения, потому что поняли, что центром страны является Церковь и авторитет ее руководителей. И до тех пор, пока в нашей стране существовал церковный авторитет, она расширялась и приумножалась. Всякая борьба, которая велась так называемыми реформаторами, была борьбой не просто против Церкви, а против страны и ее государственного устройства, так как устройство церковное и государственное стали неразрывно связаны. Эта борьба велась долго, но и до сих пор благодаря подвигам, молитвам преподобного Сергия мы существуем даже совершенно независимо от того, какие партии правят у нас в стране. Нас связывает Церковь и религия — внутренний духовный стержень. Он становится все слабее и слабее. И чем больше он будет ослабевать, тем быстрее будет идти распад страны.
Если мы не хотим, чтобы наша страна прекратила свое существование, то нам нужно жить по заповедям преподобного Сергия, подражать его подвигам, приобретать внутренний духовный стержень, внутреннюю твердость, внутреннее величие, нести свет христианской веры как в свои души, так и в общество, объединять Божественной благодатью, любовью Божественной сердца и души многих и многих людей. Именно это тот стержень и цемент, который связывал и связывает жителей нашей страны. Поэтому так и удивительно наше государство, что на самом деле оно созидалось не полководцами, не высокими воинскими подвигами, а в основном подвигом простых монахов-подвижников, учеников преподобного Сергия, особенно его подвигами и примером для государственных деятелей и простых людей.
Прославляя память преподобного Сергия, дорогие братья и сестры, мы должны помнить, что до сих пор он является заступником нашей страны. Не случайно во всех великих бедах народ обращался именно к нему: происходило ли нашествие поляков, отечественная война 1812 года или еще какие-то неурядицы. Он являлся и укреплял тех, кто к нему обращался, говорил, за что Господь попускал различные напасти на Русь, за какие грехи, почему происходило то или иное событие, и всегда был в числе первых заступников и молитвенников нашей страны. Сегодня мы, обращаясь к Преподобному с просьбой о его заступничестве, в то же время постараемся подражать его жизни, чтобы нашими посильными, может быть, и слабыми трудами продолжала существовать Русская Православная церковь, стержень нашей великой христианской страны.
Аминь.

СЛОВО ПАТРИАРХА
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Об­ще­ние че­лове­ка с Бо­гом по­мога­ет <че­лове­ку> на­учить­ся раз­ли­чать доб­ро и зло, а так­же иметь си­лы, что­бы де­лать вы­бор в поль­зу доб­ра. В мо­лит­ве, та­инс­твен­ной жиз­ни Цер­кви и доб­ро­дела­нии про­ис­хо­дит со­еди­нение че­лове­ка с Бо­гом, а зна­чит, при­ходит по­мощь в тво­рении доб­ра.

СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ
Игумен Максим (Рыжов)

Мы очень часто обращаемся к Богу по поводу своих невзгод, болезней и разных испытаний, которые приходят на нас в нашей жизни, просим Его, если не получаем, может быть, обижаемся, но скорби и болезни очень часто посылаются человеку и для исправления, и для спасения, и для назидания.

Галерея
ВИДЕОГАЛЕРЕЯ
АУДИО
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в неделю 35 по Пятидесятнице. 2019 г.
Игумен Максим (Рыжов). Проповедь в Новый Год. 2019 г.
«Да исправится молитва моя…» игумен Максим, Великий Пост 2008 г.